Зигмунд Фрейд – основатель психоанализа

Материалы » Зигмунд Фрейд – основатель психоанализа

Страница 1

В истории любой науки, в том числе и психологии, временами настают такие события, которые ведут к пересмотру устоявшихся идей и взглядов. Как правило, смена научной парадигмы представляет собой долгий и сложный процесс, сопровождающийся тщательным анализом новой информации вплоть до окончательного сформирования целостной концепции. Теории Фрейда, получившие широкую огласку в конце IXX века и продолжавшие развиваться XX веке, всколыхнули ученый мир и заставили обратить внимание на появление в психологии новой силы, получившей название психоанализа. Не смотря на то, что идеи Фрейда никогда не занимали доминирующих позиций в научной среде и во все времена подвергались сильной обструкции со стороны противников, психоаналитические идеи и их дальнейшие трансформации оказали сильное влияние на развитие психологии, значительно расширили ее предмет, предоставив новую теоретическую базу для исследований человеческой психики.

Фрейд не побоялся пойти на конфликт с научным и общественным мнением, выбрав предметом своего изучения такие малоизвестные и малоисследуемые психические явления, как сновидение и детская сексуальность. Новаторство и “дерзость” его идей отпугивали людей, настраивали против них коллег по научному цеху, но они же породили массу последователей, продолживших дело Фрейда и укрепивших статус психоанализа как важной психологической дисциплины. Не смотря на то, что происхождение психоанализа связано с именами целого ряда выдающихся научных и не только научных деятелей, главенствующую роль в происхождении и развитии новой психологической дисциплины принадлежит только одному человеку – Зигмунду Фрейду.

История создания становления психоанализа тесно связана с личностью основателя этой научной дисциплины - Зигмунда Фрейда, особенностями его характера и образом жизни. Невозможно в рамках данной работы изложить все известные факторы, так или иначе повлиявшие на ход его многолетней работы по изучению человеческой психики. Важно отметить, что Фрейд был не только образованным и интеллектуальным человеком, прекрасно разбиравшимся в искусстве и естественных науках, он был по своей натуре устремленным в неизвестное искателем, который в поисках истины не боялся зайти сколь угодно далеко. Не смотря на то, что Фрейд получил классическое медицинское образование, в своей научной деятельности он опирался не только (и даже не сколько) на существующие в то время психологические теории, но и на суждения, основанные на анализе исторических, культурных, литературных, философских предметов.

В ту пору, когда Фрейд обучался на медицинском факультете Венского университета, в ученой среде господствовало мнение о психологической структуре человека как о результате взаимодействия физико-химических сил. Методы лечения также не отличались разнообразием и эффективностью - в основном это были электротерапия и гидротерапия. Фрейд долгое время изучал анатомию и физиологию, однако эти знания не давали необходимых ответов на ряд острых вопросов, в частности на вопрос о происхождении некоторых невротических заболеваний. Нужны были новые и пути, и решающим моментом в истории психоанализа явился факт знакомства Фрейда с феноменом гипноза. В то время “природный магнетизм” Месмера, более известный как гипноз, получил одобрение частью научных деятелей, и гипнотические явления изучались на серьезном уровне. Заинтересовавшись этим феноменом, Фрейд посетил две ведущие в этом направлении французские клиники – в Сальпетриере, которой руководил Ж Шарко, и в Нанси, которой заведовал Бернгейм. Овладев основами гипноза, Фрейд принялся за лечение больных этим способом, что приносило иногда хорошие результаты. Основателю психоанализа удалось пролить свет на причины происхождения некоторых невротических симптомов, появились идеи относительно таких явлениях, как “вытеснение” и ”перенос”.

Как оказалось, причиной психических заболеваний могут служить травмирующие ситуации, относящиеся зачастую к раннему детству. Однако скоро Фрейд убедился, что выздоровление пациентов зачастую носит частичный характер, к тому же далеко не все больные проявляли чувствительность к гипнозу. Возможно, будущий основатель психоанализа не имел достаточных способностей к гипнозу.

В этой ситуации Фрейд с интересом отнесся к методам лечения истерии, проводимым его коллегой и другом Йозефом Брейером. Метод, получивший название “катарсис”, заключался в следующем: у погруженного в гипнотическое состояние пациента вызывались воспоминания, связанные с травмирующей психику ситуацией; после того, как пациент вспоминал обстоятельства, приведшие к заболеванию, наступало улучшение. Брейер добился существенного успеха в лечении одной девушки, Берты Паппенгейм, которую позже обследовал и сам Фрейд. Вскоре Фрейд пришел к мнению, что для выявления травматических истоков невротического заболевания не обязательно прибегать к помощи гипноза, а достаточно добиться сосредоточения пациента на определенной мысли. Требуя от пациентов вспомнить причину их заболевания, Фрейд убеждал, что они точно что- то знают, и для усиления эффекта накладывал руку на лоб больного. Вскоре основатель психоанализа упразднил свою технику, позволив пациенту просто говорить все, что приходит ему в голову, не оказывая стимулирующего давления. Так появился метод свободных ассоциаций. Практикуя новый метод, Фрейд не только убедился в решающей роли травмирующих воспоминаний в этиологии невротических заболеваний, но и сделал предположение о преимущественно сексуальном характере этих воспоминаний. Задачей психоаналитика было довести до сознания невротика вытесненный материал, преодолевая сопротивления самого пациента. В процессе терапевтической практики Фрейд столкнулся с таким явлением, как перенос. Перенос являлся важной составной частью психоаналитического лечения, поэтому изучению переноса Фрейд и его последователи традиционно уделяли много интереса.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Основные понятия
Звук – это уникальный мелодический "инструмент", данный человеку самой природой. Голос человека вибрирует всегда, когда он звучит (при разговоре, пении, шепоте). И более совершенного (в частности, с терапевтической точки зрения) ...

Профильное обучение как этап профессионального выбора
Одним из существенных факторов профессионального самоопределения является возраст, в котором осуществляется выбор профессии. Для возраста 13-15 лет характерно неоднородное социальное положение. С одной стороны ребенка продолжают волновать ...

Процессы общения дирижёра и музыкального коллектива
Многие дирижёры отмечают во время дирижирования возникновение между ними и музыкантами «духовных токов», по которым устанавливается необходимая связь. Говорят о гипнотическом воздействии дирижёра на сознание музыкантов, которые как заворо ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru