Особенности сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью
Результаты проведённых экспериментов доказывают, что младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью лучше отражают контрастные цвета в ощущениях и в восприятии, чем в представлениях, стараются передать их в изображениях, но не могут объяснить словами свои предпочтения. Ученики четвёртого класса в рисунках по представлению связывают выбор насыщенных цветов с окружающей предметной средой, некоторые учитывают их выразительную функцию.
Качественный анализ выявил, что большинство испытуемых с интеллектуальной недостаточностью совсем не имеют представления о фоне. Педагогу несколько раз приходилось повторять инструкцию, но эта часть детей на нее не реагировала. Другая часть разделилась на 3 группы. Некоторые, не зная художественной функции фона, пытались внести в рисунки выразительность. Они окрашивали детали предметов в цвета, контрастные объектам.
Познание контрастных цветов находиться у данных учеников на сенсорно-перцептивном уровне и на уровне разрозненных представлений, но не достигло понятийно-логического обобщения.
При исследовании слухового восприятия отмечается,
что часть детей с интеллектуальной недостаточностью имеет сохранный музыкальный слух, хорошо улавливает мелодии, могут напеть. К старшему дошкольному возрасту уровень развития слухового восприятия не позволяет точно понимать вербальную информацию, в т.ч. инструкции. Фонематический слух формируется в более длительные сроки. Что влияет и на усвоение грамоты, овладение письменной речью. Ребенок как произносит, так и пишет, при нормально сформированной устной речи не может различить звуки, допускает много ошибок в письме.
Нарушения пространственной ориентировки
– один из ярко выраженных дефектов, встречающихся при интеллектуальной недостаточности.
В становлении познания пространства у нормально развивающегося ребенка обычно выделяют 3 этапа. Первый из них обусловлен появлением возможности двигаться. Второй связан с овладением предметными действиями. Третий начинается с развитием речи. Дети с интеллектуальной недостаточностью проходят эти этапы, но в иные сроки, чем нормально развивающиеся, и со значительным своеобразием, поскольку у них наличествуют недостатки тех сторон психики, которые играют важную роль на всех этапах последовательного формирования пространственного познания. Отклонения в пространственной ориентировке отчётливо обнаруживается во время школьного обучения – в процессе овладения грамотой, на уроках ручного и профессионального труда, географии, рисования, скульптуры. Детям трудно выполнять команды «отступить вправо», «вверх» и т.п., при чтении и письме типичными ошибками являются смешение сходных по написанию букв, их перестановка, неправильное (часто – зеркальное) написание. [10]
Дети с интеллектуальной недостаточностью неточно понимают и употребляют в активной речи предлоги, что свидетельствует о неполном осознании пространственных отношений предметов, неумении эти понятия обобщать и адекватно обозначать. Дефектное развитие словесно-логического мышления не обеспечивает базы для полноценного осмысливания пространственной ситуации. Становится ясно, что характерные трудности восприятия пространства и времени замедляют процесс ориентировки в окружающем мире. Особенно отчетливо указанные недостатки видны в процессе овладения грамотой, математикой, на уроках труда, географии, рисования, физкультуры. Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями (Т. И. Головина, И. М. Соловьев и др.) как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при данной патологии развития. [21]
Еще по теме:
Эффект «ожиданий»
Он реализуется в «имплицитных теориях личности», т.е. обыденных представлениях, более или менее определенно существующих у каждого человека, относительно связей между теми или иными качествами личности, относительно ее структуры, а иногда ...
Цели, принципы, задачи, виды
Цель профессиографии – выявление особенностей взаимодействия специалиста в процессе профессиональной деятельности с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми и другими явлениями, сопровождающими эту деятельность.
Пр ...
Социальные причины вовлечения подростков в субкультуру готов
К социальным причинам вовлечения подростков в молодежные контркультуры можно отнести следующие факторы:
1.Потребность в принадлежности к группе. Известно, что в подростковом возрасте возникает потребность в принадлежности к какой-либо гр ...