Подведение итогов и уточнение гипотезы

Материалы » Возникновение атрибуции и когнитивного диссонанса при межличностном взаимодействии как фактор развития личности » Подведение итогов и уточнение гипотезы

Страница 1

Интерес к теории атрибуции связан с тем, что она имеет в своем арсенале объяснительные принципы для множества феноменов, часть которых выходит за пределы интересов социальной психологии.

В то же время, искусственное расширение границ применения теории атрибуции является, на наш взгляд, некорректным и бесперспективным. Так, по мнению Налчаджяна, построение атрибуций человеком является механизмом адаптации этого человека к внешнему миру, окружению. В этой связи, когнитивный диссонанс – это, своего рода, сигнал, что адаптация в какой-то ситуации оказалась неуспешной, т.е. знания или поведение человека неадекватны сложившейся ситуации. При диссонансе, человек испытывает дискомфорт и, соответственно, стремится как можно быстрее и надежнее его редуцировать тем самым, приспосабливаясь к изменившейся ситуации [10]. Далее Налчаджан, развивая данную концепцию, приходит к гипотезе, что атрибутивные процессы и возникновение когнитивных диссонансов являются механизмами развития личности. Основное условие при редуцировании диссонанса (а значит при адаптации и при развитии личности), по мнению автора, проверенность, истинность, доказательность основ знания человека [10]. Но возможность выполнения данного условия в случае «наивного психолога» вызывает сомнения, поскольку в процессе атрибуции одним из важнейших факторов, направляющих данный процесс являются психологические защиты, часто искажающие реальную информацию в угоду личности, для сохранения ее целостности. Многочисленные исследования показывают, что человек старается, насколько это возможно, подстроить в собственном сознании внешний мир под собственную личность (например, особым образом отбирая и интерпретируя получаемую информацию или вовсе игнорируя ее), а отнюдь не изменить себя, чтобы стать адекватным этому миру.

Одним из основных механизмов такой защиты является приписывание субъектом ответственности за собственную удачу своим личностным характеристикам, а за неудачу изменчивым внешним обстоятельствам.

Кроме того, как утверждает Фестингер [14], человек, приписывая объекту какое-либо свойство, уже интуитивно предполагает возможность опровержения консонантной информации и возникновения диссонанса и уже заранее старается защититься и интуитивно же предпочитают трудно опровергаемую консонантную и легко опровергаемую диссонантную информацию и избегают легко опровергаемую консонантную информацию и трудно опровергаемую диссонантную. Другими словами, наблюдается тенденция выбора информации, соответствующей сформированной атрибуции, которую с легкостью можно обосновать и информации, несоответствующей данной атрибуции, которую можно с той же легкостью опровергнуть.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что, вступая в межличностное взаимодействие, направленное на какой-либо результат, человек предполагает, что возможны два варианта результата взаимодействия – положительный и отрицательный. Как уже было сказано выше, в случае успеха, человек, как правило, склонен приписывать его своей личности, а в случае неудачи – внешним обстоятельствам. При межличностном взаимодействии данным внешним обстоятельством является человек, с которым субъект вступил во взаимодействие и, следовательно, тот, кому в случае неудачи будет приписываться ответственность за провал. А это, в свою очередь, подразумевает, что изначально субъект атрибуции должен быть более склонен опираться на отрицательные моменты в общении и, соответственно, при наличии оных, приписывать отрицательные черты. В какой-то степени на это указывают некоторые авторы. Например, Шехтер выяснил, что люди предпочитают ждать неприятных событий в обществе других людей [27]. В теории Шехтера подчеркивается как роль самоатрибуции, так и значение социального сравнения. Непонятные действия других приписываются их агрессивным намерениям.

Считается, что существует определенная личностная черта – тенденция приписывать другим враждебные намерения, даже если у них такого намерения нет. Исследователи назвали ее предвзятой атрибуцией враждебности. Согласно Дэвису и Джонсу, люди обычно считают информативными те действия людей, которые занимают низкие позиции на шкале социальной желательности [22]. Предварительная психическая самозащита на основе предвидения будущих фрустраций в каком-то смысле играет для личности положительную роль: она подготавливает защитные средства и вырабатывает иммунитет к воздействию будущих фрустраторов. Однако, не следует забывать о том, что такого рода защита часто искажает реальность и вполне может привести к непониманию между взаимодействующими людьми и нежелательным последствиям.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Анализ результатов и рекомендации
С помощью методики Кеттелла мы выявили личностные особенности студентов медицинского колледжа. Результаты исследования отображены в таблице 2.2.1. В результате проведенного исследования мы определили уровень развития следующих личностных ...

Обучение как целенаправленный процесс развития личности
Под обучением следует понимать целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей ...

Отечественные и зарубежные теории депривации
Современные теории психической депривации исходят из разных направлений и, следовательно, имеют определённую несогласованность по ряду вопросов в рамках рассмотрения данного феномена. Несогласованность этих теорий, прежде всего, состоит в ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru