Особенности сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью

Материалы » Особенности коррекции сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью » Особенности сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью

Страница 2

Характерным недостатком школьников с интеллектуальной недостаточностью является нарушение обобщенности восприятия, что проявляется в скудности представлений, недостаточно точных, наличии частных и случайно запомнившихся. Кроме того, как показывают исследования отечественных психологов (П. Б. Шошин и др.), скорость восприятия у них становится значительно ниже при любом отклонении от оптимальных условий: малая освещенность, поворот предмета под непривычным углом, контурные, зашумленные и перекрытые изображения, частая смена сигналов (объектов), сочетание, одновременное появление нескольких сигналов (особенно при слуховом восприятии). Много ошибок допускается при восприятии изображения перевернутых предметов, по-разному расположенных (К. И. Вересотская). Не всегда узнаются и часто смешиваются сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы. Данные факты означают, что более сложные формы аналитико-синтетической деятельности зрительного анализатора отстают в своем развитии от более простых форм. Ученый-психолог И. М. Соловьев отмечал, что многопредметный участок действительности оказывается для таких детей «малопредметным». Слабость обозрения объясняется особенностями взора: то, что ребенок с нормальным развитием видит сразу, дети с интеллектуальной недостаточностью — последовательно, а значит, воспринимают меньше и больше деталей «теряют».

Недостаточная активность, слабая целенаправленность у школьников с интеллектуальными нарушениями проявляются в отсутствии стремления рассмотреть во всех деталях предмет или явление, разобраться во всех его свойствах. При этом отмечается снижение остроты зрения, что не позволяет выделить в объекте присущую ему специфичность.

Своеобразие зрительного восприятия школьников с интеллектуальными нарушениями отчетливо проявляется при рассматривании сюжетных картин, понимание которых оказывается неполным, поверхностным, а в ряде случаев и неадекватным (И.М. Соловьев, Н.М. Стадненко).

О.Л. Алексеева, Т.В. Нестерова проводили исследование восприятия контрастных отношений в цвете предметов младшими школьниками с интеллектуальной недостаточностью (2 — 4 классы вспомогательной школы, уроки изодеятельности).

Эксперименты показали, что учащимся вспомогательной школы проще передавать цветовой контраст в рисовании с натуры, чем в рисовании по представлению. Усиленные и умеренные различия передала треть второклассников, ослабленных не было совсем. К 4 классу возросла доля вариантов с усиленным и умеренным контрастом, лучше стали восприниматься ослабленные значения.

Уровень развития восприятия у детей оказался заметно выше, чем уровень развития образной сферы. В исполнительских операциях существенных различий (в сравнении с нормой) обнаружено не было. Рост качества рисунков по ряду параметров у четвероклассников, по сравнению с второклассниками, обусловлен возрастными изменениями испытуемых и влиянием коррекционного обучения.

Форму предметов второклассники передавали грубо и схематично, силуэты не имели четких очертаний. К четвертому классу форма приобретает целостность и четкие контуры. Много ошибок встречалось в композиции рисунков (смещение объектов, несоразмерность формату листа)

Познание хроматического контраста с помощью органов чувств закреплялось соответственным речевым обозначением. Вопросы, устанавливающие степень отражения цветовых градаций, выявили, что не только испытуемые вспомогательной школы, но и массовой лучше различали оттенки желтого цвета. При этом ученики с развитым интеллектом быстро находили им соответствующие названия. В меньшем количестве называли оттенки синего. Ученики с нарушенным интеллектом долго подбирали слово к выделенному цвету. Темно-синий оттенок из них никто не обозначил. Очевидно, что у них при восприятии оттенков цвета не всегда возникает связь между чувственным образом и его вербальным эквивалентом. Следовательно. Точность различия цветового контраста у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью такая же высокая, как у сверстников с нормально развитым интеллектом.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Особенности поведения детей, воспитывающихся вне семьи
Академик В.С. Мухина обращает внимание на серьезные нарушения в формировании структуры самосознания детей - сирот. Исходная позиция исследователя состоит в том, что самосознание человека развивается внутри следующей исторически сложившейс ...

Исследования инфразвуков органных труб
Исследования воздействия акустических колебаний на состояние человека насчитывают давнюю историю. Хорошо известно, что слишком громкие звуки вызывают усталость, раздражительность, могут привести к неадекватному поведению человека. Импульс ...

Кризис старшего дошкольного возраста в работах Л.С. Выготского
Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский предложил разделить периоды жизни на кризисы, на которые приходится период наиболее благоприятной реализации какой либо функции или способности. Выяснено, что ребенок при переходе от дошко ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru