Истерическая женщина по Фрейду

Материалы » Феномен "бессознательного" Зигмунда Фрейда на примере истерической женщины » Истерическая женщина по Фрейду

Страница 1

Как известно, психоанализ начал свою историю с попытки понять истерию, это можно наглядно увидеть на примере случаев Анны О., и Доры, анализируемые Фрейдом, гордость истерической структуры характера прекрасно описана Достоевским в его героинях: Настасье Филипповне ("Идиот"), Лизавете Николаевне ("Бесы") и Катерине Ивановне ("Братья Карамазовы"). В каждом случае мы встречаемся с красивой и гордой женщиной, которая страдает, испытывая чувство глубокого оскорбления, нанесенного ей мужчиной. В каждом случае гордость предшествует падению. Эти героини - очень ценные и яркие примеры истерической структуры характера. Прежде всего женщин истерического типа выдает скрытое, или даже неприкрытое кокетство, походка, речь, чрезмерная сексуальность.

Проблемы становления личности, половой самоидентичности, формирования характера Фрейд связывает с судьбами детской сексуальности, комплексами и его преодолением в процессе взросления и включения индивида в общественную жизнь.

Представление о роли детской сексуальности возникает у Фрейда в результате анализа и лечения неврозов. Невроз - продукт подавления и искажения влечений. Но какие влечения были подавлены и когда происходит первая репрессия, прокладывающая путь всем последующим? Фрейд приходит к выводу, что невроз обусловлен подавлением сексуального желания.

В качестве события, вызвавшего невроз, в исповеди пациента часто фигурировал факт "соблазнения" ребенка родителем противоположного пола. В теории детской сексуальности важен даже не мотив соблазнения, который шокировал многих современников Фрейда, а наличие сексуальной мотивации у ребенка. Вопреки разделяемому большинством не только простых людей, но и специалистов-психиатров мнению о "невинности" ребенка, Фрейд выдвигает смелую мысль, что человек с самого рождения наделен мощным сексуальным влечением. Его трансформация под влиянием жизненных обстоятельств и требований культуры является стержнем индивидуального развития. "Судьба личности определяется судьбой ее полового влечения,"-говорил Фрейд. В зависимости от особенностей нервной системы и жизненных обстоятельств культурная адаптация либидо, его кристаллизация в структуру характера, происходят различными способами. Факторами, определяющими эти способы и путь развития личности являются психическая конституция, соотносительная сила влечений, культурные воздействия, методы воспитания, характеры воспитывающих лиц, а также некоторые ключевые события жизни. Либидо получает содержательное наполнение влияниями, идущими как со стороны влечений, так и со стороны культурных идеалов. Отсюда - огромное разнообразие проявлений любви у взрослого человека. Любовь есть выражение характера, морально-психологического ядра личности, которое складывается уже в первые годы жизни.

Конечно, одухотворенная любовь доступна лишь развитой личности и она разительно отличается от физического влечения. Однако Фрейд был убежден, что все формы любви энергетически питаются из одного источника.

В трансформациях сексуальности уже в самом детском ядре личности следует искать причины неврозов. С другой сторона, исходя из анализа неврозов, можно выстроить теорию сексуальности, связав ее с развитием характера. В основе истерического характера у женщин лежит соперничество с обесцененной матерью, при этом женщины воспринимаются как слабые и незначительные существа, а мужчины- как сильные и восхитительные. В последствии у таких женщин бессознательно формируется страх и ненависть к мужчинам, и чувство агрессивного соперничества к другим женщинам.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Образ как продукт психики
Явления психической реальности давно интересовали человечество от самых обычных людей до гениальных исследователей жизни. Объяснять очевидные, данные в непосредственном опыте вещи, продукты психической реальности, пытались философы, мисти ...

Характеристика одновозрастных и разновозрастных групп
В последнее время исследователи наблюдают рост числа разновозрастных групп. Такие группы появляются в силу разных причин: из-за трудностей комплектации групп детского сада, для решения определенных коррекционно-педагогических или методиче ...

Влияние социальной среды на одаренность
Результаты разных исследователей, рассматривающих влияние социальной среды (социально-экономические отношения, материальное обеспечение, социально-бытовые условия и т.д.) на одаренность не однозначно. Но, возможно сделать следующие выводы ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru