Психологические характеристики и особенности личностного самоопределения различных периодов старости
1. Социальная ситуация:
– Близкие и родные люди, которые начинают гордиться, что в их семье живет настоящий долгожитель. В какой-то мере эта гордость эгоистична: родные считают, что в их роду хорошая наследственность и что они также долго проживут. В этом смысле долгожитель – символ будущей долгой жизни для других членов семьи;
– У здорового долгожителя могут появиться новые друзья и знакомые, более того, иногда долгожители, уверовав в то, что годы им не страшны, начинают флиртовать с некоторыми старушками (и с дамами зрелого возраста) и иногда женятся на них;
– Поскольку долгожитель – явление редкое, то пообщаться с таким старцем стремятся самые разные люди, включая представителей средств массовой информации, поэтому круг знакомых у долгожителя может несколько расшириться.
2. Ведущая деятельность:
– Она во многом зависит от наклонностей данного человека, но в любом случае, это достаточно активная жизнь. Для сохранения здоровья важны не только предписания врача, но и само чувство своего здоровья.
– Воспитание детей и внуков для долгожителей не становится столь актуальным, как для стариков предпенсионного и пенсионного возраста, т. к. к этому времени его дети сами становятся пожилыми и старыми людьми и уже самостоятельно хотят воспитывать своих внуков.
3. Личностные новообразования:
– В каком-то смысле это люди сумевшие победить старость, поэтому для многих из них характерны чувство собственного достоинства, интерес к жизни, а также определенная внутренняя гармоничность и мудрость. Можно предположить, что важнейшим условием их долголетия как раз и является мудрость, уравновешенный, философский взгляд на все явления жизни;
– Некоторые авторы считают, что основу мудрости в старости составляет высокий уровень эпистемического познания и что аффективная и поведенческая характеристика мудрости определяются ее познавательным компонентом: высокий уровень эпистемического познания определяет эмоциональную адекватность и сдержанность в поведении [8 с. 134–135].
Еще по теме:
Неформальные молодежные движения
Формальной обычно называют социальную группу, обладающую юридическим статусом, являющуюся частью социального института, организации, где положение отдельных членов строго регламентировано официальными правилами и законами. А неформальные ...
Когнитивные стили Г.Уиткина и Дж. Кагана
Классификация когнитивных стилей [9] Г. Уиткина и Дж. Кагана получили наибольшее распространение. Полезависимый и поленезависимый, такие два когнитивных стиля выделил Г. Уиткин. При этом он основывался на различиях в организации восприним ...
Особенности учебной деятельности социально и педагогически
запущенных детей
Социально и педагогически запущенные школьники характеризуются следующими особенностями учебной деятельности.
1. Неуспешность, затрудненность учебы, низкий уровень обучаемости, связанные с небалансированным развитием индивидуально-психич ...



