Психологические характеристики и особенности личностного самоопределения различных периодов старости

Материалы » Корреляционное исследование степени насыщенности значимыми событиями пожилых людей » Психологические характеристики и особенности личностного самоопределения различных периодов старости

Страница 1

В представленной выше периодизации старости акцент был сделан не столько на хронологическое развитие, сколько на социально-психологическую специфику каждого из выделенных периодов. Ниже основные этапы пожилого и старческого возрастов представлены по традиционно выделяемым в отечественной возрастной психологии критериям:

1. Пожилой, предпенсионный возраст, примерно с 55 лет до выхода на пенсию – это, прежде всего, ожидание, а в лучшем случае – подготовка к пенсии. В целом период характеризуется:

1. Социальная ситуация развития:

– Ожидание пенсии: для кого-то пенсия воспринимается как возможность поскорее начать отдыхать, для кого-то – как прекращение активной трудовой жизни и неясность, что делать со своим опытом и еще немалой оставшейся энергией;

– Основные контакты еще носят больше производственный характер, когда, с одной стороны, коллеги могут ожидать, чтобы данный человек поскорее ушел с работы, а сам человек это чувствует, а с другой стороны, человека не хотят отпускать и он сам втайне надеется, что пенсия для него наступит позже, чем для многих его сверстников;

– Отношения с родственниками, когда, с одной стороны человек еще может в немалой степени обеспечивать свою семью, включая и внуков и в этом смысле он полезен и интересен, а с другой стороны, предчувствие своей скорой ненужности, когда он перестанет много зарабатывать и будет получать свою жалкую пенсию;

– Стремление воспитать, подготовить себе достойную замену на работе: в этом смысле можно согласиться с Е.А. Климовым, который считает, что высшим уровнем развития специалиста является стадия наставничества, когда работник в состоянии передать свой опыт другим профессионалам и как бы воплотить в них все лучшее, что есть у него самого [17 с. 423–425].

2. Ведущая деятельность:

– Стремление успеть сделать то, что еще не успел, особенно, в профессиональном плане, а также стремление оставить о себе добрую память на работе;

– Стремление наверстать упущенное в личностно-интимном плане, например, догулять то, что не догулял в молодости, еще до выхода на пенсию психологически многие не воспринимают себя в качестве стариков и старух, чем, и объясняется некоторое повышение сексуальной активности в этот период;

– Стремление передать свой опыт ученикам и последователям;

– При появлении внуков люди предпенсионного возраста как бы разрываются между работой, где они хотят максимально реализовать себя и воспитанием своих внуков, которые для них не менее важны, это ведь тоже продолжение их рода.

– К концу предпенсионного периода, особенно, если вероятность ухода с данной работы очень высокая, наблюдается стремление выбрать себе занятие на пенсии, как-то спланировать свою дальнейшую жизнь, именно здесь человек предпенсионного возраста в наибольшей степени нуждается в моральной и организационной поддержке и добром совете.

3. Личностные новообразования:

– Смена ценностных ориентаций, когда на первый план все больше выходят экзистенциальные вопросы, но при этом прагматическая ориентация остается еще достаточно выраженной, нередко у людей данного возраста происходит как бы внутренняя борьба между размышлениями о неизбежном, вечном. и стремлением материально подтвердить добрую память о себе;

– Поиск смыслов в новой, предстоящей жизнедеятельности пенсионера, которая раньше воспринималась как бы не всерьез, в большинстве случаев попытки найти такой смысл оказываются неудачными, более того, нахождение такого смысла может помешать мобилизовать свои силы в последние годы работы;

– Для человека предпенсионного возраста время как бы раздвигается: он неизбежно думает о ближайшем будущем, представляет себя в новой роли пенсионера, он стремиться не терять времени в настоящем максимально реализовать себя в качестве пока еще ценного работника, а также – все больше задумывается о своем прошлом, что он сделал в своей жизни и в профессиональной деятельности недостойного, что было не так.

2. Период выхода на пенсию – первые годы после выхода на пенсию – это прежде всего освоение новой социальной роли, нового статуса. В целом этот период характеризуется следующим:

1. Социальная ситуация развития:

– Старые контакты (с коллегами по работе) в первое время еще сохраняются, но в дальнейшем становятся все менее выраженными;

– В основном контакты с близкими людьми и родственниками (соответственно, со стороны родственников требуется особая тактичность и внимание к еще неопытным пенсионерам);

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Анализ результатов констатирующего эксперимента
Имеющийся у ребенка запас знаний и представлений об окружающей действительности определяет его кругозор, и в известной мере социальную адаптацию, на которой, кроме всего прочего, сказывается и общая активность ребенка в установлении социа ...

Профессиональный стресс и проблема эмоционального выгорания в деятельности учителя
В сознании людей выработалось стереотипное отношение к профессиям, связанным с людьми: практически всегда подчеркивается позитивный аспект работы. Но очевидно, что именно работа с людьми в силу высоких требований, особой ответственности и ...

Проявления застенчивости у детей
Как правило, застенчивость проявляется в детстве. Многие родители сталкиваются с застенчивостью своих детей, когда ходят с ребенком в гости или к ним в дом приходят в гости. Ребёнок робеет, прижимается к маме, не отвечает на вопросы взрос ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru