Теория становления личности Э. Эриксона

Материалы » Теория становления личности Э. Эриксона

Страница 1

Многие сторонники Фрейда пытались глубже изучить психоанализ, с целью выявления значения эго-процессов и наблюдения за их развитием. Наиболее ярким таким последователем был - Эрик Эриксон, расширивший теорию психоанализа. Однако он изучал процесс взросления ребенка в более обширной среде социальных отношений. Он считал, что специфика становления личности зависит от степени культурного и экономического развития общества, в котором находится ребенок, от того в какой исторический период он попал.

Современный ребенок из Нью-Йорка, например, развивается абсолютно иначе, чем маленький индеец из резервации, где все еще преобладают древние культурные обычаи, и время как будто стоит на месте. Моральные и духовные ценности данного общества передаются из поколения в поколение. Дети, относящиеся к социальным группам примерно одного уровня социально-экономического развития, получают различные черты личности и из-за разницы в культурных традициях, связанных с преобладающим родом занятий, и принятых норм воспитания. К примеру, в разных индейских резервациях Э. Эриксон изучал два племени - Сиу, бывших охотников на бизонов, и Юрок - рыболовов и собирателей желудей.

В племени Сиу детей пеленают неплотно, продолжительное время кормят грудным молоком, не особенно следят за чистотой, да и в принципе почти не ограничивают свободу их действий. Дети равняются на исторический образ своего племени - одинокого, храброго охотника в безграничных степях - и приобретают такие качества, как активность, решительность, отвага, доброта в отношении соплеменников и беспощадность по отношению к чужакам.

В племени Юрок, напротив, дети рано отнимают от груди, крепко пеленают, с ранних лет приучают к опрятности, сдержаны в общении с ними. С возрастом они становятся молчаливыми, мнительными, расчетливыми, склонными к накопительству. Само по себе развитие личности определяется ожиданиями общества от человека, идеалами и ценностями этого времени, задачами, которые общество ставит перед ним на разных возрастных этапах.

Однако порядок этапов взросления ребенка подчиняется биологическому началу. Ребенок, развиваясь, в обязательном порядке проходит ряд последовательных этапов, на каждом из которых он получает какое-либо качество (личностное новообразование), которое откладывается в структуре личности и остается на всю оставшуюся жизнь. ИДЕНТИЧНОСТЬ - психосоциальная синонимичность - помогает личности воспринимать себя во всем многообразии своих взаимоотношений с обществом и определяет ее набор ценностей, идеалы, жизненные стремления, потребности, социальные позиции с соответствующими нормами поведения. Идентичность - условие психического здоровья: если ее нет, человек не найдет себя, свою роль в социуме, станет «потерянным». Идентичность закладывается в подростковом периоде и является чертой вполне зрелой личности. До этого этапа ребенку нужно пройти через ряд идентификаций - отождествление себя с родителями, половая идентификация и т.д. Этот процесс определяется воспитанием ребенка, потому что с момента его появления на свет родители, а потом и более распространенное окружение приобщает его к своей социальной группе, показывают ребенку свойственное ей мировоззрение. Определенные Эриксоном восемь возрастных этапов человека представляют его важнейшую лепту в теорию личности. Основным элементом данной теории служит положение о том, что человек во время жизни проходит через несколько универсальных для всех стадий. Эти стадии есть результат расширения плана личности, которые передаются на генетическом уровне и определенная стадия жизненного цикла приходит в свое время. Личность складывается за счет прохождения в своем развитии каждой стадии по порядку. Помимо этого, согласно Эриксону, каждой стадии сопутствует кризис - переломный момент в жизни человека, появляющийся вследствие достижения некоторого уровня психологической зрелости.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Невербальные компоненты коммуникаций
К средствам кинесики (внешние проявления человеческих чувств и эмоций) относят выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды). Эти невербальные компоненты несут также большую информационную на ...

Концептуальные основы молодежной субкультуры
Единой устоявшейся системы взглядов на явление субкультуры сегодня нет. Каждая наука понятия “субкультура” интерпретирует и описывает с позиций своих предмета и методологии. Поэтому в науке сформировался ряд наиболее распространенных подх ...

Профессиональная деятельность и самоактуализация личности
Успешность профессионала помимо специальных знаний, умений, навыков связана с его личностными особенностями, стремлением к саморазвитию, самоактуализации. Многие исследователи отмечают, что соответствие специалиста занимаемому рабочему м ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru