Психологические характеристики и особенности личностного самоопределения различных периодов старости

Материалы » Корреляционное исследование степени насыщенности значимыми событиями пожилых людей » Психологические характеристики и особенности личностного самоопределения различных периодов старости

Страница 3

– Некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты в общественной деятельности или в продолжающейся профессиональной деятельности;

– Для части пенсионеров меняется значение отношений с другими людьми, например, некоторые авторы отмечают, что многие ранее близкие для старика люди постепенно теряют свою прежнюю интимность и становятся более обобщенными [8 с. 134]. В последующие периоды старости эта тенденция еще больше усиливается.

2. Ведущая деятельность:

– Досуговое увлечение. Нередко пенсионеры меняют одно увлечение за другим, что несколько опровергает представление об их регидности: они по-прежнему продолжают искать себя, искать смыслы в разных деятельностях. Главная проблема такого поиска – несоразмерность всех этих деятельностей по сравнению с предыдущей настоящей работой.

– Если у пенсионера сложились устойчивые отношения с другими пенсионерами, то определенная общая деятельность может серьезно увлечь их и тогда они стараются отдавать себя этой новой деятельности без остатка, особенно, если такая деятельность представляется старикам общественно значимой. Например, в наше время многие старики в условиях провалившихся социально-экономических преобразований нашли для себя смысл в оппозиционной политической деятельности. Можно по-разному относится к их политическим пристрастиям, но важно признать, что эти люди обрели для себя новый смысл жизни, тем более, что в своих помыслах они ориентированы на достаточно благородные и светлые идеалы (духовное развитие страны, идеалы социальной справедливости и т.п.). Возникла ситуация, когда политическая активность таких пенсионеров вызывает недовольство и осуждение современной молодежи, примерно такое же недовольство, которое вызывала раньше сама молодежь у людей более старшего возраста.

– Стремление всяческими путями подтвердить свое чувство собственного достоинства согласно принципу: пока я делаю хоть что-то полезное для окружающих, я существую и требую к себе уважения. Не всем это удается в полной мере и тогда старики руководствуются несколько иным принципом: я раньше много делал полезного, поэтому извольте меня уважать за прошлые заслуги. Для большинства стариков подтверждение чувства собственного достоинства – это просто болезненный пункт, и именно это объясняет навязчивое преувеличение заслуг своего поколения и своих личных заслуг. В этом контексте важнейшей заслугой психолога или специалиста-геронтолога становится подтверждение значимости как прошлых заслуг старого человека, так и его нынешних усилий в общественно-полезном труде;

– Для части стариков в этот период, когда здоровье еще достаточно хорошее и нет никаких причин прощаться с жизнью ведущей деятельностью может стать подготовка к смерти, что выражается в приобщении к религии, к частому хождению на кладбище, в разговорах с близкими о завещании и т.п. С одной стороны, такое поведение старика еще больше может усугубить его положение особенно в семьях с невысоким уровнем нравственной культуру, когда ожидание ухода лишнего рта, да еще занимающего отдельную комнату или квартиру становится смыслом существования некоторых семей. Но с другой стороны, ожидание смерти пронизывает многие народные обычаи, обряды и весь образ жизни старых людей, что у разных народов освящено многовековой культурой.

Например, Ф. Арьес показал в своей работе, что существует определенная связь между отношением человека к смерти и его самосознанием, его индивидуальностью, а также взаимосвязь такого ожидания с общекультурной традицией. При этом Ф. Арьес выделяет следующие варианты отношения к смерти:

1) прирученная смерть, ориентированная на неизбежную загробную жизнь;

2) смерть своя ориентированная на индивидуальное начало, реализуемое, главным образом, через завещание;

3) смерть далекая и близкая, когда на первый план выходит то, что при других вариантах обычно скрывалось, а теперь завораживает, вызывая болезненное любопытство, извращенную игру воображения: эротизм смерти, т.е. пышные похоронные ритуалы, катафалки, фигурки, олицетворяющие умершего и т.п.; по мнению Ф. Арьеса, именно такой вариант смерти стал вызывать особый страх смерти – страх быть похороненным заживо;

4) смерть твоя, когда страх умереть самому все больше сменяется страхом разлуки с другими, с теми, кого любим;

5) смерть перевернутая, когда общество начинает стыдиться смерти и от самой смерти человека требуется большего совершенства, чем от его жизни, например, когда все делают вид, что безнадежно больной каким-то чудом поправится и ему самому не дают возможность по-человечески попрощаться с близкими, когда отношения вокруг умирающего определяются соучастием в любящей лжи [5 с. 495–508]. В итоге получается, что каждый старик тоже по-своему самоопределяется в выборе варианта подготовки к смерти, хотя в немалой степени все это зависит от общего уровня культуры его ближайшего окружения и друзей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Психология общения в работе медицинской сестры
В работе медицинской сестры в детском учреждении интернатного типа есть своя специфика, продиктованная, с одной стороны, условиями обучения и воспитания детей в таких учреждениях, а с другой стороны, особенностями их психического развития ...

Основные задачи обучения и воспитания детей с нарушениями речи
Как указывает Г.В.Чиркина, основными особенностями познавательной сферы детей с речевыми нарушениями являются: недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, ...

Природные источники инфразвука
Ни для кого не секрет, что окружающая нас среда буквально пронизана инфразвуковыми колебаниями, среди природных источников инфразвука называют волны, землетрясения, ураганы, извержения вулканов, резкие колебания давления в атмосфере и пр. ...

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru