Особенности взаимодействия родитель – ребенок у подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению

Материалы » Девиантное поведение подростков » Особенности взаимодействия родитель – ребенок у подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению

Страница 2

10% благополучных подростков дисциплинированы и редко перечат взрослым, 36,67% отстаивают свою точку зрения без проявления агрессии, подчиняются обоснованным требованиям взрослых, изредка их нарушая. 53,33% периодически нарушают дисциплину, не выполняют требования взрослых, 33,33% иногда прогуливают уроки (против 10% подростков категории СОП).

Склонностью к систематическому нарушению дисциплины, непосещению занятий и не выполнению требований взрослых отличаются 63,34% подростков из неблагополучных семей, 20% характеризуются выраженностью нонконформистских тенденций и постоянным нарушением норм и правил, 6,67% подростков категории СОП игнорируют нормы и правила, постоянно нарушают дисциплину, систематически прогуливают уроки (см. диаграммы 1-2).

Следовательно, на основании результатов описательной статистики можно сделать вывод о том, что большинство подростков из неблагополучных семей склонны к нарушению норм и правил, отрицанию общепринятых ценностей и моделей поведения, демонстрируют ярко выраженные нонконформистские тенденции. Небольшой процент (10% и 6,67%) склонны к делинквентному поведению, 3,33% испытуемых категории СОП имеют алкогольную или никотиновую зависимости.

23,3% благополучных подростков (как и 23,33% с девиантным поведением) не склонны к проявлению агрессии, у 50% агрессивность проявляется в ответ на встречную агрессию (против 3,33% подростков категории СОП), 26,67% благополучных подростков и 16,67% неблагополучных склонны к периодическим вспышкам агрессии, чаще косвенной и вербальной, раздражении и обиде (см. диаграммы 3-4).

Диаграмма 3-4. Уровни склонности к агрессии и насилию у недевиантных и девиантных подростков

46,67% девиантных подростков склонны решать возникающие проблемы с помощью агрессии и насилия, 10% не принимают иных способов действия при попытке "защитить свои интересы.

Таким образом, у подавляющего большинства подростков из благополучных семей отмечается просоциальное поведение, в то время как у подростков из неблагополучных семей – девиантное.

2. Диагностика особенностей взаимодействия родитель-ребенок.

Согласно данным диагностики взаимоотношений родитель-ребенок (в связи с тем, что многие испытуемые из неполных семей диагностировались отношения подростка и матери) в целом по выборке подростки, удовлетворены сложившимися отношениями с матерью (среднее = 12,; медиана = 12; мультимодальное распределение). Данные описательной статистики по выборке приведены таблице 2.2

Таблица 2.2 Данные описательной статистики взаимоотношений родитель-ребенок по выборке

Среднее

Медиана

Мода

Частота

Дисперсия

Стандартное отклонение

Ошибка среднего

Требовательность матери

11,42

12,00

13,00

10

10,28

3,20641

0,413946

Строгость матери

11,78

12,00

16,00

13

9,43

3,07032

0,396376

Контроль со стороны матери

10,07

10,00

9,000

12

4,74

2,17744

0,281106

Эмоциональная близость с матерью

10,7

10,00

9,000

13

8,89

2,98187

0,384957

Принятие ребенка матерью

10,87

10,00

8,000

12

8,35

2,89047

0,373158

Сотрудничество с матерью

9,75

9,00

9,000

19

4,05

2,01372

0,259971

Согласие между ребенком и матерью

10,1

10,00

9,000

14

4,29

2,07242

0,267548

Последовательность матери

10,23

11,00

12,00

16

4,18

2,04497

0,264005

Авторитет матери

10,58

10,00

Multiple

10,15

3,18520

0,411207

Удовлетворенность отношениями с матерью

12,47

12,00

Multiple

20,73

4,55277

0,587760

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Проблема выбора в условиях кризиса
Каким человеком и в какое общество возвращается человек из зоны боевых действий? Каждая эпоха давала свой ответ на этот вопрос. Первая мировая война ознаменовала собой эпоху революций и коренной ломки мирового сообщества, после Второй мир ...

Опыт общения
Наиболее значимый опыт общения членов семьи друг с другом связан с определенными эмоциональными переживаниями. Чем более эмоциональны они в своем общении друг с другом, чем чаще в семье возникают конфликты, тем более высока вероятность ис ...

Особенности развития морально-нравственной и эмоционально волевой сфер личности в младшем школьном возрасте
Ответственность - один из самых сложных феноменов в теории волевых качеств. Его называют "качеством высшего порядка" из-за тесной взаимосвязи с эмоциональной, нравственной и мировоззренческой сторонами личности. Это качество от ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru