Модель Люсина

Материалы » Модели эмоционального интеллекта » Модель Люсина

Страница 1

Отталкиваясь от существующих концепций, Д.В. Люсин предложил свою модель ЭИ. Ранее им уже давалось определение ЭИ как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Для уточнения этого определения следует раскрыть, что имеется в виду под способностью к пониманию и управлению эмоциями.

Способность к пониманию эмоций означает, что человек

· может распознать эмоцию, т.е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;

· может идентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение;

· понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.

Способность к управлению эмоциями означает, что человек:

· может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции;

· может контролировать внешнее выражение эмоций;

· может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.

И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть направлена и на собственные эмоции, и на эмоции других людей. Таким образом, можно говорить о внутриличностном и межличностном ЭИ (ВЭИ и МЭИ, соответственно). Эти два варианта предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, однако должны быть связаны друг с другом.

С точки зрения Люсина, представляется неправильным трактовать ЭИ как чисто когнитивную способность по аналогии с пространственным или вербальным интеллектом. Разумно предположить, что способность к пониманию эмоций и управлению ими очень тесно связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, т.е. с интересом к внутреннему миру людей (в том числе и к своему собственному), склонностью к психологическому анализу поведения, с ценностями, приписываемыми эмоциональным переживаниям. Поэтому ЭИ можно представить как конструкт, имеющий двойственную природу и связанный, с одной стороны, с когнитивными способностями, а с другой стороны – с личностными характеристиками. ЭИ – это психологическое образование, формирующееся в ходе жизни человека под влиянием ряда факторов, которые обуславливают его уровень и специфические индивидуальные особенности. Можно указать на три группы таких факторов (рисунок 1).

Рис. 1. Факторы, влияющие на эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект

Когнитивные способности

(скорость и точность переработки эмоциональной информации)

Представления об эмоциях

(как о ценностях, как о важном источнике информации о себе самом и о других людях и т.п.)

Особенности эмоциональности

(эмоциональная устойчивость, эмоциональная чувствительность и т. п.)

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Социально-психологические исследования восприятия нового
Нововведения с точки зрения социальной психологии изучает довольно большая группа авторов: Г.М. Андреева, В.И. Антонюк, В.И. Белоусов, В.В. Бессоненко, В.Ф. Галыгин, Ф. Генов, Н.А. Ильина, Г.И. Максимов, Г. Моченов, И. Перлаки, Л.И. Подле ...

Теоретические тезисы для правового оценивания и правовой оценки
1. Определение понятия правовой территории оценивания Социальные функции правовой системы определяют границы познавательной правовой территории, которая имеет свою структуру, включающую правовые явления и процессы, профессиональные право ...

Представление о стратегиях совладающего поведения в психологии
Копинг-поведение возникает, когда человек попадает в кризисную ситуацию. Любая кризисная ситуация предполагает наличие некоего объективного обстоятельства и определенного отношения к нему человека в зависимости от степени его значимости, ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru