Особенности взаимодействия родитель – ребенок у подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению

Материалы » Девиантное поведение подростков » Особенности взаимодействия родитель – ребенок у подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению

Страница 4

Подростки, демонстрирующие выраженные нонконформистские тенденциине удовлетворены сложившимися отношениями с матерью (r= - 0,91 при р≤0,05) и, соответственно, не воспринимают ее как авторитет (r= - 0,76 при р≤0,05).

По результатам сравнительного анализа в группе девиантных подростков уровни контроля, эмоциональной близости, принятия, сотрудничества и удовлетворенности взаимоотношениями с матерью статистически значимо ниже среднего уровня, заданного методикой (см. табл. 2.3).

Выводы по второй главе.

В эмпирическом исследовании приняли участие 60 учащихся 6-8 классов ГУО "Боровлянская ОСШ". Методы эмпирического исследования: методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению СОП А.Н. Орла, Опросник взаимодействия родитель-ребенок ВРР. В констатирующем эксперименте были использованы методы описательной статистики, коэффициент корреляции Пирсона, непарный t-критерий Стьюдента для независимых выборок.

Согласно данным диагностики уровней склонности к отклоняющемуся поведению большинство подростков, чьи семьи находятся в социально опасном положении демонстрируют девиации в поведении.

10% благополучных подростков дисциплинированы и редко перечат взрослым, 36,67% отстаивают свою точку зрения без проявления агрессии, подчиняются обоснованным требованиям взрослых, изредка их нарушая. 53,33% периодически нарушают дисциплину, не выполняют требования взрослых, 33,33% иногда прогуливают уроки (против 10% подростков категории СОП). Склонностью к систематическому нарушению дисциплины, непосещению занятий и не выполнению требований взрослых отличаются 63,34% подростков из неблагополучных семей, 20% характеризуются выраженностью нонконформистских тенденций и постоянным нарушением норм и правил, 6,67% подростков категории СОП игнорируют нормы и правила, постоянно нарушают дисциплину, систематически прогуливают уроки.

Согласно данным диагностики взаимоотношений родитель-ребенок в целом по выборке подростки, удовлетворены сложившимися отношениями с матерью (среднее = 12,; медиана = 12; мультимодальное распределение). Тем не менее, 70% девиантных и 3,33% благополучных подростков считают сложившиеся взаимоотношения с матерью неудовлетворительными и нуждающимися в коррекции. Идеальными свои отношения с матерью склонны считать 33,3% подростков из благополучных семей (против 0% из числа девиантных подростков). Мать не является авторитетом для 90% девиантных подростков и для 20% подростков из благополучных семей.

Согласно данным корреляционного анализа существуют статистические значимые взаимосвязи склонности к отклоняющемуся поведению и особенностей взаимодействия родитель-ребенок. чем выше уровень принятия ребенка матерью, тем в меньшей степени подросток склонен к нарушению норм и правил, тем ниже уровень готовности к реализации саморазрушающего поведения, тенденции к соматизации тревоги и склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях. Эмоциональная близостью подростка с матерью нехарактерна для подростков склонных к нарушению норм и правил, равно как и демонстрирующим элементы аутодеструктивного поведения.

По результатам сравнительного анализа в группе девиантных подростков уровни контроля, эмоциональной близости, принятия, сотрудничества и удовлетворенности взаимоотношениями с матерью статистически значимо ниже среднего уровня, заданного методикой.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что гипотеза подтвердилась.

Страницы: 1 2 3 4 

Еще по теме:

Понятие гендерного дисплея
Гендер (от англ. «род») понимается как одна из важных граней социальных отношений и включает три группы характеристик: биологический пол, полоролевые стереотипы, распространенные в обществе, а также так называемый «гендерный дисплей» – пр ...

Влияние детско-материнской привязанности на психическое развитие ребенка
Ранняя детско-родительская привязанность, формирующаяся по типу запечатления и имитации поведения родителей, существенно влияет на способность ребенка в школьном и более старшем возрасте адекватно социализироваться, приобретать правильные ...

Психолого-педагогические средства формирования защитных механизмов и стратегий совладающего поведения у подростков
Учитывая, что подростковый период в большинстве научных источников рассматривается как наиболее стрессогенный и конфликтный период в онтогенетическом развитии человека, были выделены определенные критерии, которые могут способствовать воз ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru