Изменение восприятия и мышления в условиях воздействия экстремальных факторов

Материалы » Взаимосвязь ценностной ориентации с образом врага » Изменение восприятия и мышления в условиях воздействия экстремальных факторов

Страница 1

Процесс адаптации к экстремальным условиям существования всегда включает направленное изменение семантики поступающей из внешней среды информации. В сознании формируется концептуальная модель реальной действительности, в соответствие с которой строится адаптационный процесс[9].

Существует мнение, что эмоциональные реакции тесно связаны со способом осознания ситуации (с концептуальной моделью ситуации): эмоция возникает как сигнал к осознанию какой-либо информации, как стимул к перестройке концептуальной модели ситуации на более адекватную внешней среде модель.

Так как в формировании образа можно выделить уровень анализаторный, то иллюзии в восприятии часто возникают по вполне объективным, поддающимся описанию в рамках физиологического понимания, причинам изменённой внутрианализаторной и межанализаторной афферентации[10].

При воздействии гравитационного экстремального фактора[11] (невесомости, параболический полёт) в сенсомоторном реагировании отмечалось ускорение точного выполнения простых сенсомоторных координаций и значительное замедление выполнения сложных сенсомоторных координаций, сопровождающихся интеллектуальной деятельностью; выделялись две концептуальные модели пространства: проваливания (связана с чувством исчезновения силы опоры) и тяги к верху (связана с возникновением противообраза из-за прилива крови к голове и исчезновением чувства действия на тело силы тяжести).

В экстремальных условиях наблюдаются явления взаимодействия систем цветовосприятия, когда изменяется пороговая чувствительность зрительного анализаторов к разным участкам видимого спектра. Кроме того, на примере эффекта цветовых воздействий можно проиллюстрировать связь восприятия с вегетативными функциями. Цветовая нагрузка с использованием коричневого, оранжевого и жёлтых цветов заметно усиливает тошноту при кинетозе, а цветовая нагрузка с использованием голубого, фиолетового и синего цветов вызывала обратный эффект.

Исследования, проведённые как зарубежными, так и советскими исследователями, показали, что в условиях космического полёта несколько падает острота зрения и ухудшаются другие функции зрительного анализатора, однако, космонавты сообщали о различении ими с высоты космического полёта отдельных строений и средств передвижений, притом, что разрешающая способность глаза никак не могла позволить этого. Описанные феномены В.И.Лебедев расценил как иллюзии[12], возникающие при восприятии объектов с недостаточной информативной характеристикой. Выработанный и закреплённый на практике баланс соотношения центрального и периферического компонентов восприятия нарушается в условиях космического полёта вследствие крайней ограниченности периферического звена восприятия и перемещается в сторону сенсорно-восстановительных процессов.

В условиях, когда раздражители внешней среды дают только первоначальный толчок для восприятия, дальнейший процесс восприятия протекает без возможности уточнения деталей объекта. Адекватность или неадекватность распознания в таком случае зависит от жизненного опыта человека, его профессиональной деятельности.

Говоря об изменении мышления в ситуации воздействия на человека экстремального фактора, можно выделить три типа изменения[13]:

1. Активизация мышления. Может усиливаться интегративное (связывающее, ассоциирующее) осмысление всей информации, которой располагает субъект, либо дезинтегративное (дифференцирующее). В первом случае в сознании возникает упрощённое схематизированное представление о ситуации с выделением главных, по мнению субъекта, аспектов. Во втором, расширяется сфера осмысляемой информации, поступающей к индивиду в текущий момент, извлекаемой из памяти, воссоздаваемой им. Развитие обоих направлений может привести либо в уходу от решения проблемы прекращения воздействия экстремального фактора вплоть до психопатологических состояния, либо к формированию инсайтного мышления.

2. Гиперактивизация мышления. Ею могут быть обусловлены навязчивые мысли и образы, бесплодное фантазирование в экстремальной ситуации. Со стрессовой гиперактивизацией мышления связывают защитную настороженность, бессонницу, боязливость. Могут возникать неблагоприятные социально-психологические концепты: обидчивость, вспыльчивость, недоверчивость, иди наоборот неоправданная доверчивость. После прекращения действия экстремальных факторов люди вспоминают негативные мыслительные акции, оценивая их как неадекватные ситуации.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Этапы формирования функциональной асимметрии полушарий и периодизация возрастного развития психики
Существующее многообразие представлений о периодизации развития психики, очевидно, может быть объединено на базе физиологического подхода. По нашему мнению, этапность развития функциональной асимметрии полушарий (ФАП) в онтогенезе являетс ...

Психологическая характеристика деятельности ребенка в дошкольном возрасте
Еще в раннем возрасте возникают и начинают развиваться элементы ролевой игры. В ролевой игре дети удовлетворяют свое стремление к современной жизни со взрослыми и в особой, игровой форме воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельнос ...

Представление о нормальном развитии личности в детском возрасте
Большинство авторов обращает внимание на то, что условия психического развития по-разному влияют на становление детской психики. Так, например, В.С. Мухина подчёркивает, что биологические предпосылки – строение организма, его функции, его ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru