Анализ и интерпретация полученных данных
Наша работа посвящена выявлению сценарной проекции студентов технического университета. Так же наша цель была в определении эмоциональных барьеров в межличностном общении в юношеском возрасте.
Соотнесение полученных результатов дает нам возможность придерживаться мнения о том, что жизненный сценарий может воздействовать на эмоциональную сферу личности.
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе осуществлялся теоретический анализ литературы, обобщение научных данных, имеющихся в психологической науке по данной проблеме; была поставлена цель, задачи, сформулирована гипотеза и разработан план эмпирического исследования, осуществлялся подбор методик.
На втором этапе были проведены методики, осуществлялся сбор данных по результатам их проведения.
На третьем этапе исследования были выбраны методы анализа и интерпретации полученных результатов.
На четвертом этапе производилась формулировка основных выводов.
Для выявления жизненного сценария « победителя», «не -победителя» и «жертвы» мы использовали следующие критерии:
1. Оценка главного персонажа (себя): а) Я – Ок; б) Я – не Ок (согласно определению Э.Берна).
2. Наличие испытаний: а) испытания есть и главный персонаж идет навстречу испытаниям, или уклоняется от них ,в случае неравенства сил , сохраняя свою жизнь и находя себя в новых позитивных взаимоотношениях(Я-Ок,Ты-Ок); б) испытаний нет или уклоняется от испытаний. (по Д. Соколову).[49]
3. В случае вступления в борьбу с противником – отношение к помощи: а) опирается только на свои силы; б) принимает помощь других, надеется на чудо, талисман или на удачу . Проявление активности или пассивности героя. (по Зинкевич - Евстигнеевой Т.Д.)[26]
4. Достижение блага: а) приобретает блага или признание; б) блага не достигает или отказывается от них. ( по Фон Франц М.-Л.) [51]
5. Оценка других (кроме явного противника или покровителя): а) Вы –Ок; б) Вы – не Ок; в) Вас нет. (согласно определению Э.Берна).
Ход исследования.
Анализ сказок студентов.
«Кот в сапогах» (Приложение 3)
1. Главный персонаж оценивается как Я - ОК.
2. Испытания есть, и главный персонаж идет навстречу испытаниям.
3. Опирается на свои силы, но они являются волшебным проявлением в сказке.
4. Главный обретает счастье сам и помогает наладить жизнь другим героям.
5. Оценка других Вы – ОК.
Главная идея сказки - межличностные отношения. Сказка учит о том, как смекалка, хитрость, активность и ум помогают в достижении жизненных целей. Герой выступает очень смелым, не боится вступать в диалог с другими героями, проявляет смекалку в кульминационные моменты. Кот способен успокоить и приободрить: «Не горюй, хозяин, все будет хорошо».
В характере и поступках героя отмечается быстрое реагирование на непредвиденные ситуации: «Увидев карету с королем и принцессой, кот заставил раздеться младшего сына и броситься в воду». Хитростью и обманом кот одолел людоеда, который предстает явным противником в сказке «Господин людоед, я слышал, что вы не умеете превращаться в мышей!?». Тем самым благодаря собственной активности главный герой обретает счастье сам и устраивает жизнь значимых для него героев: «Понравился замок королю и выдал дочь свою за младшего сына помещика.
А кот был окружен заботой и лаской и был любимчиком у самого короля». Этот сюжет основа жизненного сценария «Победитель».
«Щелкунчик»
1. Позиция героя Я – не ОК преобразуется в позицию Я-ОК.
2. Испытания есть, и главный персонаж идет навстречу испытаниям.
3. Принимает помощь других героев
4. Приобретает блага в виде любви героини сказки превращении в человека.
5. Оценка других Вы-ОК.
Главная идея этой сказки - победа добра и любви .Она рассказывает о превращении неживой игрушки в человека, о спасении обличия главного героя. Щелкунчик был изначально «избалованным, злым и капризным мальчиком». По воли судьбы ему пришлось стать игрушкой для девочки, которая может его спасти «…игрушкой все начали колоть орехи и в итоге он сломался». Герой ждал спасения от других, не действуя сам. Щелкунчик вызывает жалость у девочки – это его способ преодоления препятствий. Герой достаточно пассивен. Он вступается за героиню только тогда, когда она превращается в куклу, т.е. когда девочка становится как он - неодушевленным предметом. Тем самым герой действует только тогда, когда другие принимают его условия. В итоге игрушка превратилась в мальчика, а девочка «… стала настоящей». В данной сказке герой обретает только желаемую «оболочку», но не меняется изнутри. Проведенный анализ показал, что испытуемая обладает жизненным сценарием «Не-победитель».
«Мышки и курочка»
1. Позиция героя Я – ОК.
2. Испытания есть, героиня достойно их преодолевает.
3. Героиня опирается только на свои силы.
4. Курочка достигает поставленной цели – проучить мышек, но преобразовалась ли её жизнь посредством этого неизвестно, обрела ли она тем самым свое счастье?!
Еще по теме:
Концепция самоактуализации А. Маслоу
А. Маслоу утверждает, что ни один из психологических подходов, применявшихся для изучения поведения, не придавал должного значения функционированию здорового человека. В частности, он решительно критиковал поглощенность З. Фрейда изучение ...
Приемы
изменения психики "обращенного"
Во многих странах основой для классификации сект является не само конкретное вероучение, а способы воздействия на человека. Среди основных целей тоталитарной секты - организация такой ситуации, в которой неэффективны выработанные ранее за ...
Особенности развития когнитивной сферы детей, воспитывающихся вне семьи
Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может заключаться и выражаться в ослаблении или несформированности, неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитого мышления (наглядно-образног ...