Анализ и интерпретация полученных данных

Материалы » Анализ воздействия жизненного сценария студентов на их эмоциональную сферу » Анализ и интерпретация полученных данных

Страница 1

Наша работа посвящена выявлению сценарной проекции студентов технического университета. Так же наша цель была в определении эмоциональных барьеров в межличностном общении в юношеском возрасте.

Соотнесение полученных результатов дает нам возможность придерживаться мнения о том, что жизненный сценарий может воздействовать на эмоциональную сферу личности.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе осуществлялся теоретический анализ литературы, обобщение научных данных, имеющихся в психологической науке по данной проблеме; была поставлена цель, задачи, сформулирована гипотеза и разработан план эмпирического исследования, осуществлялся подбор методик.

На втором этапе были проведены методики, осуществлялся сбор данных по результатам их проведения.

На третьем этапе исследования были выбраны методы анализа и интерпретации полученных результатов.

На четвертом этапе производилась формулировка основных выводов.

Для выявления жизненного сценария « победителя», «не -победителя» и «жертвы» мы использовали следующие критерии:

1. Оценка главного персонажа (себя): а) Я – Ок; б) Я – не Ок (согласно определению Э.Берна).

2. Наличие испытаний: а) испытания есть и главный персонаж идет навстречу испытаниям, или уклоняется от них ,в случае неравенства сил , сохраняя свою жизнь и находя себя в новых позитивных взаимоотношениях(Я-Ок,Ты-Ок); б) испытаний нет или уклоняется от испытаний. (по Д. Соколову).[49]

3. В случае вступления в борьбу с противником – отношение к помощи: а) опирается только на свои силы; б) принимает помощь других, надеется на чудо, талисман или на удачу . Проявление активности или пассивности героя. (по Зинкевич - Евстигнеевой Т.Д.)[26]

4. Достижение блага: а) приобретает блага или признание; б) блага не достигает или отказывается от них. ( по Фон Франц М.-Л.) [51]

5. Оценка других (кроме явного противника или покровителя): а) Вы –Ок; б) Вы – не Ок; в) Вас нет. (согласно определению Э.Берна).

Ход исследования.

Анализ сказок студентов.

«Кот в сапогах» (Приложение 3)

1. Главный персонаж оценивается как Я - ОК.

2. Испытания есть, и главный персонаж идет навстречу испытаниям.

3. Опирается на свои силы, но они являются волшебным проявлением в сказке.

4. Главный обретает счастье сам и помогает наладить жизнь другим героям.

5. Оценка других Вы – ОК.

Главная идея сказки - межличностные отношения. Сказка учит о том, как смекалка, хитрость, активность и ум помогают в достижении жизненных целей. Герой выступает очень смелым, не боится вступать в диалог с другими героями, проявляет смекалку в кульминационные моменты. Кот способен успокоить и приободрить: «Не горюй, хозяин, все будет хорошо».

В характере и поступках героя отмечается быстрое реагирование на непредвиденные ситуации: «Увидев карету с королем и принцессой, кот заставил раздеться младшего сына и броситься в воду». Хитростью и обманом кот одолел людоеда, который предстает явным противником в сказке «Господин людоед, я слышал, что вы не умеете превращаться в мышей!?». Тем самым благодаря собственной активности главный герой обретает счастье сам и устраивает жизнь значимых для него героев: «Понравился замок королю и выдал дочь свою за младшего сына помещика.

А кот был окружен заботой и лаской и был любимчиком у самого короля». Этот сюжет основа жизненного сценария «Победитель».

«Щелкунчик»

1. Позиция героя Я – не ОК преобразуется в позицию Я-ОК.

2. Испытания есть, и главный персонаж идет навстречу испытаниям.

3. Принимает помощь других героев

4. Приобретает блага в виде любви героини сказки превращении в человека.

5. Оценка других Вы-ОК.

Главная идея этой сказки - победа добра и любви .Она рассказывает о превращении неживой игрушки в человека, о спасении обличия главного героя. Щелкунчик был изначально «избалованным, злым и капризным мальчиком». По воли судьбы ему пришлось стать игрушкой для девочки, которая может его спасти «…игрушкой все начали колоть орехи и в итоге он сломался». Герой ждал спасения от других, не действуя сам. Щелкунчик вызывает жалость у девочки – это его способ преодоления препятствий. Герой достаточно пассивен. Он вступается за героиню только тогда, когда она превращается в куклу, т.е. когда девочка становится как он - неодушевленным предметом. Тем самым герой действует только тогда, когда другие принимают его условия. В итоге игрушка превратилась в мальчика, а девочка «… стала настоящей». В данной сказке герой обретает только желаемую «оболочку», но не меняется изнутри. Проведенный анализ показал, что испытуемая обладает жизненным сценарием «Не-победитель».

«Мышки и курочка»

1. Позиция героя Я – ОК.

2. Испытания есть, героиня достойно их преодолевает.

3. Героиня опирается только на свои силы.

4. Курочка достигает поставленной цели – проучить мышек, но преобразовалась ли её жизнь посредством этого неизвестно, обрела ли она тем самым свое счастье?!

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Феномен когнитивной сложности
Имплицитные теории личности представляют собой своеобразные конструкты или «рамки», при помощи которых оценивается воспринимаемый человек. В более широком контексте идея конструкта разработана в теории личностных конструктов Дж. Келли. По ...

Основание эмпирической психологии в творчестве Джона Локка
эмпирический психофизический параллелизм познание Настоящим «отцом» эмпирической психологии является Джон Локк (1632— 1704), выдающийся английский философ, педагог, врач по образованию, крупный политический деятель, идеолог революции 168 ...

Характеристика конфликтной компетентности
Итак, конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности, личности, это такая специфическая организованность деятельности, в которой противоречие удерживается в процессе его разрешения. Условием эффективного разрешени ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru