Анализ и интерпретация полученных данных

Материалы » Анализ воздействия жизненного сценария студентов на их эмоциональную сферу » Анализ и интерпретация полученных данных

Страница 1

Наша работа посвящена выявлению сценарной проекции студентов технического университета. Так же наша цель была в определении эмоциональных барьеров в межличностном общении в юношеском возрасте.

Соотнесение полученных результатов дает нам возможность придерживаться мнения о том, что жизненный сценарий может воздействовать на эмоциональную сферу личности.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе осуществлялся теоретический анализ литературы, обобщение научных данных, имеющихся в психологической науке по данной проблеме; была поставлена цель, задачи, сформулирована гипотеза и разработан план эмпирического исследования, осуществлялся подбор методик.

На втором этапе были проведены методики, осуществлялся сбор данных по результатам их проведения.

На третьем этапе исследования были выбраны методы анализа и интерпретации полученных результатов.

На четвертом этапе производилась формулировка основных выводов.

Для выявления жизненного сценария « победителя», «не -победителя» и «жертвы» мы использовали следующие критерии:

1. Оценка главного персонажа (себя): а) Я – Ок; б) Я – не Ок (согласно определению Э.Берна).

2. Наличие испытаний: а) испытания есть и главный персонаж идет навстречу испытаниям, или уклоняется от них ,в случае неравенства сил , сохраняя свою жизнь и находя себя в новых позитивных взаимоотношениях(Я-Ок,Ты-Ок); б) испытаний нет или уклоняется от испытаний. (по Д. Соколову).[49]

3. В случае вступления в борьбу с противником – отношение к помощи: а) опирается только на свои силы; б) принимает помощь других, надеется на чудо, талисман или на удачу . Проявление активности или пассивности героя. (по Зинкевич - Евстигнеевой Т.Д.)[26]

4. Достижение блага: а) приобретает блага или признание; б) блага не достигает или отказывается от них. ( по Фон Франц М.-Л.) [51]

5. Оценка других (кроме явного противника или покровителя): а) Вы –Ок; б) Вы – не Ок; в) Вас нет. (согласно определению Э.Берна).

Ход исследования.

Анализ сказок студентов.

«Кот в сапогах» (Приложение 3)

1. Главный персонаж оценивается как Я - ОК.

2. Испытания есть, и главный персонаж идет навстречу испытаниям.

3. Опирается на свои силы, но они являются волшебным проявлением в сказке.

4. Главный обретает счастье сам и помогает наладить жизнь другим героям.

5. Оценка других Вы – ОК.

Главная идея сказки - межличностные отношения. Сказка учит о том, как смекалка, хитрость, активность и ум помогают в достижении жизненных целей. Герой выступает очень смелым, не боится вступать в диалог с другими героями, проявляет смекалку в кульминационные моменты. Кот способен успокоить и приободрить: «Не горюй, хозяин, все будет хорошо».

В характере и поступках героя отмечается быстрое реагирование на непредвиденные ситуации: «Увидев карету с королем и принцессой, кот заставил раздеться младшего сына и броситься в воду». Хитростью и обманом кот одолел людоеда, который предстает явным противником в сказке «Господин людоед, я слышал, что вы не умеете превращаться в мышей!?». Тем самым благодаря собственной активности главный герой обретает счастье сам и устраивает жизнь значимых для него героев: «Понравился замок королю и выдал дочь свою за младшего сына помещика.

А кот был окружен заботой и лаской и был любимчиком у самого короля». Этот сюжет основа жизненного сценария «Победитель».

«Щелкунчик»

1. Позиция героя Я – не ОК преобразуется в позицию Я-ОК.

2. Испытания есть, и главный персонаж идет навстречу испытаниям.

3. Принимает помощь других героев

4. Приобретает блага в виде любви героини сказки превращении в человека.

5. Оценка других Вы-ОК.

Главная идея этой сказки - победа добра и любви .Она рассказывает о превращении неживой игрушки в человека, о спасении обличия главного героя. Щелкунчик был изначально «избалованным, злым и капризным мальчиком». По воли судьбы ему пришлось стать игрушкой для девочки, которая может его спасти «…игрушкой все начали колоть орехи и в итоге он сломался». Герой ждал спасения от других, не действуя сам. Щелкунчик вызывает жалость у девочки – это его способ преодоления препятствий. Герой достаточно пассивен. Он вступается за героиню только тогда, когда она превращается в куклу, т.е. когда девочка становится как он - неодушевленным предметом. Тем самым герой действует только тогда, когда другие принимают его условия. В итоге игрушка превратилась в мальчика, а девочка «… стала настоящей». В данной сказке герой обретает только желаемую «оболочку», но не меняется изнутри. Проведенный анализ показал, что испытуемая обладает жизненным сценарием «Не-победитель».

«Мышки и курочка»

1. Позиция героя Я – ОК.

2. Испытания есть, героиня достойно их преодолевает.

3. Героиня опирается только на свои силы.

4. Курочка достигает поставленной цели – проучить мышек, но преобразовалась ли её жизнь посредством этого неизвестно, обрела ли она тем самым свое счастье?!

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Концепция самоактуализации А. Маслоу
А. Маслоу утверждает, что ни один из психологических подходов, применявшихся для изучения поведения, не придавал должного значения функционированию здорового человека. В частности, он решительно критиковал поглощенность З. Фрейда изучение ...

Приемы изменения психики "обращенного"
Во многих странах основой для классификации сект является не само конкретное вероучение, а способы воздействия на человека. Среди основных целей тоталитарной секты - организация такой ситуации, в которой неэффективны выработанные ранее за ...

Особенности развития когнитивной сферы детей, воспитывающихся вне семьи
Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может заключаться и выражаться в ослаблении или несформированности, неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитого мышления (наглядно-образног ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru