Что может дать секта
Стремясь к поддержанию действенного влияния на самых разных людей, мировая религия не может противоречить реалиям общественной жизни. Только путем снижения требований к непрерывному эмоциональному накалу верующих возможно многовековое сохранение религии с ее относительными признаками государства, общества и существующей в нем культуры. Однако слишком большая приспособляемость религии приводит к утрате ее идентичности, плодит желающих вернуться к ее истокам, к первоначальным идеалам, невзирая на их несовместимость с текущими ценностями общества[3]. Так возникают секты.
В противоположность традиционным конфессиям, куда человек попадает обычно от рождения, секты сами находят своих адептов как среди верующих, так и среди атеистов. В отличие от церкви, секта в большей степени добровольческая общность, к ней примыкают как бы с сознательным намерением. Так формируется личное соучастие, чувство долга перед новыми собратьями, которое выражено в тем большей мере, чем полнее в сплоченной группе новичок чувствует себя согретым и защищенным, чем лучше удовлетворяется до того неудовлетворенная душевная потребность в тепле и эмоциональной близости. В противовес религии секта снова и снова утверждает свои исходные идеалы и за счет этого ослабляет преемственность господствующей в данном обществе религии. Тем самым она поначалу акцентирует в каждом неофите ярко выраженный индивидуалистический характер; новообращенному демонстрируется братание со всеми угнетенными социальными слоями[4].
Получить полную информацию о целях и методах секты невозможно, так как выдается лишь существенно урезанная и переработанная часть. Профессионально организованное манипулирование в процессе вербовки тщательно маскируется, что исключает осознанное согласие.
Обычно лидеры сект выдают себя за наследников пророков и искренне убеждены в том, что восстанавливают связь с основами данной религии для того, чтобы ее возродить. Перед членами секты ее лидер предстает как посланник Бога.
С одной стороны, руководитель секты организует подкрепление ощущения избранности, а с другой – унификации. Для достижения радостного чувства избранности используют регулирование доступа в группу, полупроницаемость ее границ для потенциальных членов. Это повышает значимость членства в секте.
Со временем неофит, особенно мечтающий о великих целях, столкнется в секте с требованием слепой веры и полного повиновения, которые имеют своими неизбежными последствиями нетерпимость к инакомыслию.
Еще по теме:
Способы разрешения конфликтных ситуаций
По мнению специалистов в области разрешения конфликтов, стратегии взаимодействия, избираемые участниками конфликтной ситуации, становятся решающим фактором ее конструктивного преодоления [5, С. 77].
Стратегии поведения участников межличн ...
Ощущение как психический процесс
Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств предмета. Каждый раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься определенными органами чувств. Физиологической основой ощущений является деятель ...
Модель Люсина
Отталкиваясь от существующих концепций, Д.В. Люсин предложил свою модель ЭИ. Ранее им уже давалось определение ЭИ как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Для уточнения этого определения следует раскрыть, что име ...