Определение, понятие, компоненты темперамента

Материалы » Эмоциональность как показатель темперамента детей дошкольного возраста » Определение, понятие, компоненты темперамента

Страница 1

Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, можно заметить различия в их поведении. Одни - быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие - медлительны, спокойны, невозмутимы, с незаметно выраженными чувствами и т.д. Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения. [17, с.111]

Темперамент - совокупность типологических особенностей человека, проявляющиеся в динамике его психологических процессов: в быстроте и силе его реакции, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности.

Учение о темпераменте и его типах имеет длинную историю. Основу учения о типах темперамента заложил Гиппократ, который, используя гуморальный подход, выделил четыре типа "красиса" (в переводе с греческого - смешения), т.е. соотношения в организме четырех жидкостей (соков): крови, желтой и черной желчи и слизи. Каждая жидкость имеет свои свойства (кровь - тепло, слизь - холод, желтая желчь - сухость, черная желчь - влажность), и поэтому преобладание одной из них определяет состояние организма, его склонность к тем или иным заболеваниям.

Древнегреческий философ Аристотель, живший чуть позже Гиппократа, видел причину различий между людьми не в преобладании того или сока, а в различиях состава важнейшего из этих соков - крови. Он заметил, что способность к свертыванию крови у разных животных не одинаковая. Большая быстрота свертывания обусловливается, по его мнению, преобладанием твердых, или земляных, частиц, меньшая - преобладанием водных, или жидких, частиц. Жидкая кровь холодная и предрасполагает к страху, кровь же, богатая плотными веществами, отличается теплотой и предрасполагает к гневу.

В популярной литературе и учебниках говорится, что именно Гиппократ явился основателем учения о четырех типах темперамента, дошедших до нашего времени: сангвиническом, холерическом, флегматическом и меланхолическом. Однако это не совсем так. Названия этих типов темпераментов появились позже и связаны с именами римских врачей, живших несколько столетий спустя, и использовавших представления Гиппократа о смешении жидкостей. Они заменили греческое слово "красис" на латинское слово temperamentum, от которого и ведет свое начало термин "темперамент".

В средние века, с возникновением алхимии, появились попытки объяснить темпераменты преобладанием в теле тех или иных алхимических элементов: соли, серы и ртути, даже эфира и воздуха.

Развитие в эпоху Возрождения анатомии и физиологии придало новое направление объяснению типов темперамента. Их все больше стали связывать с особенностями строения тела. Например, ряд ученых в основу деления темпераментов кроме физических свойств крови положили различие тканей и ширину просветов сосудов. Другое анатомическое направление связывало типы темперамента со строением центральной нервной системы, так как именно мозг теснее всего связан с теми психическими особенностями, которые характеризуют различные темпераменты. Некоторые видели главную основу темперамента в величине мозга и толщине нервов, другие - в особенностях их функционирования. [ильин]

Иммануил Кант дал формальное описание четырех типов темперамента, которые он делил на две группы. Сангвинический и меланхолический типы темперамента он рассматривал как темпераменты чувства, а холерический и флегматический - как темпераменты действия (с точки зрения современных подходов можно первые связать с эмоциональностью как характеристикой темперамента, а вторые - с активностью). [7, с.64]

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Уровни анализа причинности в психологии
Т.В. Корнилова в рамках экспериментальной психологии рассматривает три уровня реализации принципа причинности: 1. Мир психологической реальности, «открытый человеку в его субъективном опыте, и исследователю, который реконструирует данную ...

Младенчество
Социальная ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого содержит в себе противоречие: ребенок максимально нуждается во взрослом и, в то же время, не имеет специфических средств воздействия на него. Это противоречие решается на протя ...

Изменение восприятия и мышления в условиях воздействия экстремальных факторов
Процесс адаптации к экстремальным условиям существования всегда включает направленное изменение семантики поступающей из внешней среды информации. В сознании формируется концептуальная модель реальной действительности, в соответствие с ко ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru