Профессиональный стресс и проблема эмоционального выгорания в деятельности учителя

Материалы » Тренинг эмоциональной саморегуляции, как способ снижения уровня эмоционального выгорания у учителей » Профессиональный стресс и проблема эмоционального выгорания в деятельности учителя

Страница 1

В сознании людей выработалось стереотипное отношение к профессиям, связанным с людьми: практически всегда подчеркивается позитивный аспект работы. Но очевидно, что именно работа с людьми в силу высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями. Все это увеличивает вероятность возникновения профессионального стресса.

Рассмотрим стадии эмоционального выгорания, которые выделяет К.Маслач:

-стадия напряжения: переживается как повышенная ответственность за выполняемую работу, появляются трудности в общении с субъектами деятельности,

-стадия резистенции: сопротивление профессионала психотравмирующим факторам,

-стадия истощения: снижение эмоционального тонуса; эта стадия показывает, что предшествующее ей сопротивление оказалось неэффективным. Забегая вперед, можно сказать что профилактика, это есть не что иное, как предотвращение перехода от стадии резистенции к стадии истощения.

Подробную характеристику симптомов трех стадий дает В.В.Бойко.

Фаза тревожного напряжения. Данная фаза является первой ступенькой в процессе формирования эмоционального выгорания. Тревожное напряжение включает в себя несколько симптомов:

1) Симптом переживания психотравмирующих факторов: профессионал осознает психотравмирующие факторы, которые трудно устранимы или не устранимы вообще. Психотравмирующие обстоятельства постоянно привлекают к себе внимание, за счет этого напряжение еще больше растет. Далее запускаются другие симптомы выгорания.

2) Симптом неудовлетворенности собой: недовольство собой испытывает в связи с невозможностью повлиять на психотравмирующие обстоятельства. Отрицательные эмоции направлены на себя. На этой стадии все неудачи в профессиональной деятельности переживаются как глобальные. Все свое внимание профессионал заостряет лишь на неудачах. Особую роль здесь играют внутренние факторы: обостренное чувство ответственности, интериоризация обязанностей.

3) Симптом “загнанности в клетку”: это логическое продолжение развивающегося стресса, но возникает не во всех случаях. Профессионал строит планы выхода из сложившихся обстоятельств, внутренняя энергия растет, а адекватного выхода этой энергии нет. Состояние переживается как безысходное. Эмоциональное выгорание может выступить как механизм психологической защиты, который защищает от ощущения “ загнанности в клетку”.

4) Симптомы депрессии и тревоги: обнаруживает себя в трудных профессиональных ситуациях. Человек разочарован в выбранной профессии. Субъективно это переживается как чувство тревоги, разочарования в себе и в жизни в целом. В этом симптоме максимально проявляется фаза тревожного напряжения.

Фаза резистенции.

На этой стадии нарастает сопротивление стрессу, которое еще началось на предыдущей стадии. Профессионал использует любые сознательные и бессознательные средства защиты от психотравмирующих обстоятельств. Главным образом, защита может проявляться в двух формах реагирования на психотравмирующие обстоятельства: в форме экономичного проявления эмоций и в форме неадекватного эмоционального реагирования. На этой фазе защита с участием эмоционального выгорания происходит на фоне следующих симптомов.

1) Симптомы неадекватного избирательного эмоционального реагирования. Признаком выгорания будет неумение улавливать разницу между двумя явлениями: экономным (дозированным) проявлением эмоций и неадекватным эмоциональным реагированием.

В первом случае имеется в виду умение проявлять сдержанность, лаконичность в ответ на раздражители. Во втором - профессионал неадекватно экономит эмоции, реагирует эмоционально лишь на выбранные стимулы. Так в своей деятельности учитель может больше внимания уделять “умненьким деткам” и игнорировать “трудных”. Такая установка переводит отношения в плоскость нравственных оценок.

2) Симптомы эмоционально-нравственной дезориентации: стратегия ”быть в стороне” на этом этапе оправдывается. Эмоции не сообщаются с нравственными чувствами.

В повседневной жизни нам часто приходится сталкиваться с примерами эмоционально-нравственно дезориентации: врач лучше относится к одним пациентам, игнорируя других, юрист лучше защищает этого клиента, а другой остается в стороне.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Детско-родительские отношения в психологии
Первым научным направлением, поставившим детско-родительские отношения в центр развития личности ребенка, был, как известно, классический психоанализ. Психоанализ, стал определяющим направлением развития основных концепций детского развит ...

Разнообразие подходов к анализу игровой деятельности в детской психологии
Игра сложилась на определенном этапе исторического развития общества в связи с задачами формирования подрастающего поколения. Игра – это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей. По ...

Особенности выражения эмоций у мужчин и женщин
Не имея в мозгу специальной области, отвечающей за речь, охотник нуждался в способности передать большое количество информации с помощью минимального количества слов: вот почему в его мозгу возникла специальная область, отвечающая за слов ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru