Воображение как познавательный процесс. Генезис воображения ребенка – дошкольника

Материалы » Предмет и задачи детской психологии » Воображение как познавательный процесс. Генезис воображения ребенка – дошкольника

Страница 1

Воображение

- это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. Оно строится на преобразованном, переработанном материале прошлых восприятий. Физиологический процесс воображения представляет собой процесс образования новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга. Возникло и развивалось воображение в процессе труда, прежде чем сделать какую- либо вещь, человек представляет, что именно надо сделать, как он будет делать, как будет выглядеть вещь. Основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, невозможен прогресс ни в науке, ни в технике. Деятельность воображения всегда соотносится с реальной действительностью. Практика – критерий правильности образов воображения. Функции воображения

: 1.

Представление

действительности в образах; 2.

Регулирование эмоциональных состояний; 3.

произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека; 4.

формирование внутреннего плана действий; 5.

планирование и программирование деятельности. Представления воображений бывают 4х видов: 1

.представление того, что существует в действительности, но чего ранее человек не воспринимал; 2.

представления исторического прошлого; 3

.представление того, что будет в будущем; 4.

представления того, чего никогда не было в действительности. Механизмы воображения: 1.Агглютинация –

способ образования нового, путем соединения частей разных объектов, или преувеличения или уменьшения; 2. Типизация

- самый сложный прием творческого создания образов воображения; 3.Акцентирование

- прием близкий к преувеличению, выделяющий в образе какую- либо одну ярко выраженную положительную или отрицательную черту (карикатура, шарж). 4. Схематизация

– представления, сглаживание различий, акцентирование сходства нескольких предметов.

Виды воображения:

Активное

– характеризуется тем, что, пользуясь им человек по – своему желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Пассивное

– возникает спонтанно, помимо желания и воли человека. Произвольное (преднамеренное

) проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное. Непроизвольное (непреднамеренное)

- наиболее простая форма воображения – это те образы, которые возникают без специального намерения и усилий со стороны человека. Воссоздающее воображение – это представление новых для человека объектов в соответствии с их описанием, чертежом, схемой. Творческое воображение

– самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности. Вопросы

, связанные с развитием

детского воображения, разрабатывают многие психологи у нас и за рубежом. В западноевропейской и американской детской психологии распространены различного рода идеалистические концепции воображения, согласно которым воображение якобы является некой врожденной способностью, развивающейся постепенно, независимо от условий жизни и воспитания (Карл и Шарлота Бюлер

). Воображение это не отражение действительности, а лишь выявление внутренних, субъективных состояний ребенка, его аффектов, впечатлений, желаний. При таком понимании природы воображения некоторые буржуазные психологи чрезвычайно переоценивают роль воображения в жизни дошкольника, полагая, что на разных ступенях онтогенеза врожденная способность к фантазированию проявляется наиболее ярко, а затем подавляется <сознающим интеллектом>.Л.С. Выготский в свое время отмечал

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru