Определение, понятие, компоненты темперамента

Материалы » Эмоциональность как показатель темперамента детей дошкольного возраста » Определение, понятие, компоненты темперамента

Страница 2

эмоциональность темперамент дошкольник тест

Большим шагом вперед в разработке проблемы темперамента были работы академика И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. В основу своей классификации он положил характеристику нервных процессов, возбуждения и торможения, - силу, уравновешенность, подвижность. Под силой возбуждения понимается скорость и прочность выработки условных рефлексов и навыков. Сила торможения - полнота и скорость выработки дифференцировки, угасания, запаздывания. Уравновешенность нервных процессов - соотношение по силе торможения и возбуждения. Подвижность нервных процессов - скорость "переделки" отрицательных и положительных условных рефлексов. Исходя из сочетания этих трех свойств, Павловым выделены четыре основных типа высшей нервной деятельности.

Отечественными психологами Б.М. Тепловым и В.Д. Небылициным, продолжавшими исследование И.П. Павлова, были открыты новые свойства основных нервных процессов. Среди них динамичность - свойство, которое определяет скорость и легкость выработки условно-рефлекторных связей (положительных - возбуждения, отрицательных - торможения) и лабильность нервных процессов - особое свойство, определяющее скорость возникновения возбудительного процесса. [20, с.330]

Советский психофизиолог В.М. Русалов, опираясь на новую концепцию свойств нервной системы, предложил на ее основе более современную трактовку свойств темперамента. Исходя из теории функциональной системы П.К. Анохина, включающей четыре блока хранения, циркулирования и переработки информации, Русалов выделили четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость степени напряженности взаимодействия организма со средой, легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.

В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров - активности и чувствительности - включает уже четыре компонента: энергичность (устойчивость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мнению В.М. Русалова, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом. [12, с.397]

Другой подход к темпераменту был у В.С. Мерлина, основателя пермской психологической школы. Спецификой этой научной школы явилось изучение частных проявлений темперамента - темпераментных свойств. В.С. Мерлин считал, что понятие темперамента должно быть не исходной предпосылкой, а конечным результатом разработки теории темперамента. Исходной же предпосылкой этой теории должно быть описание признаков, по которым можно было бы отличить темперамент от других индивидуальных психологических особенностей.

В.С. Мерлин считал, что тип темперамента зависит от общего типа нервной системы. Однако такую характеристику темперамента он считал недостаточной и выдвигал ряд других признаков.

Первым основным признаком темперамента В.С. Мерлин считал обусловленность его свойствами нервной системы. Далее он называл следующие особенности, которые можно отнести к свойствам темперамента: регулируют динамику психической деятельности в целом; характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов; имеют устойчивый характер на протяжении длительного времени. К свойствам темперамента он также относил особенности эмоционально-волевой сферы.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Теоретические подходы в определении самосознания
Сознание возникло в процессе эволюции. Сознание всегда есть использование информации об окружении и самом себе для решения жизненных проблем. Человек находится на ступень выше животного в развитии, отличается тем, что его сознание выраста ...

Вывод
Агрессия человека выражается по разным причинам, и его агрессия бывает разных характеров проявления. Вообще агрессивность человека это его животный инстинкт, который, как и все инстинкты, остался в наследственность с древнейших времен. А ...

Основные задачи обучения и воспитания детей с нарушениями речи
Как указывает Г.В.Чиркина, основными особенностями познавательной сферы детей с речевыми нарушениями являются: недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru