Определение, понятие, компоненты темперамента

Материалы » Эмоциональность как показатель темперамента детей дошкольного возраста » Определение, понятие, компоненты темперамента

Страница 3

Однако на практике все велось к изучению отдельных темпераментных свойств, к которым В.С. Мерлин относил сенситивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, темп реакций, пластичность - ригидность, экстравертированность - интровертированность.

Прикладное значение учения о темпераменте, как отмечает М.К. Тутушкина, заключается в определении тех негативных и позитивных черт, которые проявляются в поведении человека. Например, холерику надо всегда помнить, что его активность может носить разрушительный характер. Сангвинику необходимо, особенно в важных вопросах, быть немного посерьезнее; флегматику - не забывать, что желательно действовать несколько быстрее, меланхолику - уметь отделять неудачи от "катастроф", неурядицы - от бед, частный промах - от крушения жизненных планов.

Для темперамента показательна, во-первых, сила психических процессов. При этом существенна не только абсолютная сила их в тот или иной момент, но и то, насколько она остается постоянной, т.е. степень динамической устойчивости.

Существенным выражением темперамента является скорость протекания психических процессов. От скорости или быстроты протекания психических процессов нужно еще отличать их темп и ритм. Основное проявление темперамента очень часто ищут в динамических особенностях "реакций" человека - в том, с какой силой и быстротой он действенно реагирует на раздражения. Действительно, центральными звеньями в многообразных проявлениях темперамента являются те, которые выражают динамические особенности не отдельно взятых психических процессов, а конкретной деятельности в многообразных взаимосвязях различных сторон ее психического содержания. Для темперамента особенно существенны впечатлительность человека, импульсивность, тревожность. [15, с.613]

Впечатлительность - это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впечатлительного.

Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать. Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.

Тревожный человек отличается от малотревожного тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного "Я". Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений.

Сочетание описанных свойств и создает индивидуальный тип темперамента. Те проявления темперамента, которые в конечном счете становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого. [12, с.402]

В основе взглядов Шелдона также лежит предположение о том, что тело и темперамент - это 2 параметра человека, связанных между собой. Структура тела определяет темперамент, который является его функцией. У. Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии. Им выделены 3 типа:

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Методика предотвращения конфликтов в молодой семье
На основании предыдущих глав и результатов исследования можно сконструировать методику предотвращения конфликтов в молодой семье. Если конфликты все же возникают, то необходимо избегать деструктивных ссор и ссориться конструктивно. Надо: ...

Проблемы смыслового восприятия речи
Исследования отечественных и зарубежных учёных показали, что восприятия речи человеком процесс более сложный, чем нам казалось бы. В современной психолингвистике ещё нет принятой всеми учёными модели смыслового восприятия высказывания. Н ...

Теоретические аспекты изучения формирования грамматики в психолингвистике, детской психологии и дошкольной педагогике
Выдающие педагоги, психологи психолингвисты уделяли проблеме развития грамматического строя в онтогенезе пристальное внимание, различные аспекты детской грамматики описаны в работах многих авторов: А. Н. Гвоздева [8], Т. Н. Ушаковой [31], ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru