Ситуация развития личности в студенческом возрасте

Материалы » Механизмы психологической защиты и развитие личности студента » Ситуация развития личности в студенческом возрасте

Страница 3

Многие первокурсники на первых порах обучения испытывают большие трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы, они не умеют конспектировать лекции, работать с учебниками, находить и добывать знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли. Адаптация студентов к учебному процессу (по данным изучения регуляторной функции психики) заканчивается в конце 2-го - начале 3-го учебного семестра. Одной из главных причин, затрудняющих адаптацию к условиям обучения в институте, свыше 50% опрошенных назвали недостаток времени для самостоятельной работы при подготовке домашних заданий. В связи с этим почти 25% студентов приходят на занятия неподготовленными.

Результативность учебно-воспитательного процесса в учебном заведении во многом определяется характером взаимодействия между студентами и преподавателями, организацией направленного общения между ними. Еще одним фактором, обуславливающим эффективность профессионального развития, является способность преодолеть кризисы профессионального становления, приходящиеся на период обучения в вузе.

В период обучения в вузе будущий специалист, как правило, проходит три кризиса профессионального развития. В таблице № 1 представлена типология данных кризисов, факторы, детерминирующие их, а также возможные способы их преодоления (28).

Таблица № 1.

Кризисы профессионального развития в период обучения в вузе.

Кризис

Факторы, детерминирующие кризис

Способы преодоления

Кризис учебно-профессио-нальной ориентации

(16-17 лет) на стадии профессионального выбора и адаптации в учебно-профессиональной деятельности.

Невозможность реализовать свои профессиональные намерения. Выбор профессии без учета своих индивидуально-психологических свойств. Ситуативный вы-бор профессионального учебного заведения.

Психологически компе-тентное профессиональное консультирование. Коррекция профессиональных намерений. Психологическое сопро-вождение процесса адаптации в учебно-профессиональной деятельности

Кризис профессионального выбора (19-21 год) на стадии профессионального образования.

Неудовлетворенность про-фессиональным образованием и профессиональной подготовкой. Изменение социально-экономических условий жизни. Перестройка ведущей деятельности

Активизация учебно-познавательной деятельности. Смена мотивов учебно-профессиональной деятельности. Коррекция профессиональной направ-ленности.

Кризис профессиональных экспектаций (18-20 лет или 21-23 года) на стадии оптации или в период прохождения производственной практики

Трудности профессиональной адаптации. Освоение новой ведущей деятельности. Несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности.

Активизация профес-сиональных усилий. Кор-рекция мотивов труда и Я-концепции. Смена специ-альности и профессии.

Траектория профессионального становления, его интенсивность определяются в процессе преодоления кризисов. Это активный, результативный внутренний процесс, позволяющий реально преобразовывать профессионально обусловленную психологическую ситуацию развития личности. Интенсивность переживания кризиса определяется активностью личности и устройством психологического жизненного мира индивида (внутренние и внешние условия жизнедеятельности). Хотя человек всегда сам переживает события, обстоятельства и изменения своей жизни, породившие кризис, существуют условия, позволяющие в определенной степени управлять процессом переживания кризиса, создавать предпосылки к оптимальному преодолению кризиса или, препятствовать развитию социально деструктивных путей его разрешения (невротизация, психопатизация и др.).

В нашем исследовании мы акцентируем внимание на тех аспектах студенческого возраста, которые тем или иным образом связаны с идеей порождения человеком себя как субъекта собственной жизни, становления способности самодетерминации личности (В.А. Петровский). Иначе говоря, из всех психологических новообразований этого периода нас интересуют лишь те из них, которые составляют основу роста личности и тем самым способствуют выработке адекватных стратегий поведения, повышению сопротивляемости к деструктивным влияниям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Проблема соотношения общего и особенного в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах
Для психологов совершенно очевидно, что взрослым, воспитывающим и обучающим детей, общающимся с ними и работающим в направлении их развития, обязательно нужно учитывать возрастные особенности детей. Дошкольное и младшее школьное детство г ...

Потребности достижения и аффимации и их роль в достижении профессионального успеха
Потребность в достижении — наиболее подробно изученная из 20 психол. потребностей, описанных Г. А. Мюрреем в его классической работе «Исследование личности». В ранних исследованиях предполагалось, что Потребность достижения (далее П. д.) ...

Причины агрессии, ее виды и основные механизмы действия
Склонность человека к агрессивным действиям пытались объяснять по-разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой у животных и у человека существует врожденный "инстинкт агрессивности". Фрейд указывал на инстинк ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru