Ситуация развития личности в студенческом возрасте

Материалы » Механизмы психологической защиты и развитие личности студента » Ситуация развития личности в студенческом возрасте

Страница 6

В результате проведенного С.М. Мадорской (1980) конкретно-социологического анализа было установлено, что подавляющее большинство студентов (особенно младшие курсы) испытывают комплекс трудностей (социальные, психологические, социально-психологические и бытовые), обуславливающих негативные переживания и отрицательно сказывающихся на ходе процесса адаптации в период обучения в вузе (42).

В исследовании В.И. Карандашева (1994) акцентируется внимание на проблемах, возникающих у студентов в связи с изменением меры самостоятельности которая в вузе значительно выше, чем в школе. По данным автора, высокую стрессогенность для студентов (как "двоечников", так и "хорошистов") имеет и экзаменационная сессия, при этом, если у первых преобладают стрессы, связанные с неудачами и неожиданностями, то для вторых более характерны стрессы интеллектуального характера.

В исследовании Р.Р. Блажиса (14) содержатся указания на высокую удельную выраженность состояния психического дискомфорта у студентов (28,5 %), проявляющегося в главных сферах отношений - познавательной, эмоциональной, поведенческой. Общими условиями возникновения состояния психического дискомфорта у студентов является наличие взаимосвязанных предпосылок, к которым относятся: личностные особенности, опосредованные воспитанием и развитием; уровень активности личности; особенности регуляции актуальной деятельности. Анализируя экспериментальные данные, Р.Р. Блажис выделяет следующие факторы состояния психического дискомфорта у студентов:

· фактор пассивной неудовлетворенности;

· фактор внешней зависимости;

· фактор эгоцентризма;

· фактор тревожности.

А.Л. Гройсман, исследуя проблему дидактогений в вузах, затрагивает вопросы конфликтов личности студентов, составляющих основу их психологической дезадаптации. Рассматривая различные аспекты студенческой жизни, автор выделяет две группы дезадаптаций.

1. Дидактогенная - связана с со стрессовыми факторами самого процесса обучения (экзаменационные испытания, контрольные работы и т.п.). В комбинации с особенностями личностных подструктур, таких как характерологические черты застенчивости, тревожной мнительности, а также в случае типологической неуравновешенности или инертности возникают стрессорные состояния типа смущенности, оторопелости, растерянности, напряженности, тревоги.

2. Вторая группа дезадаптаций связана с семейно-брачной и сексуальной тематикой (дисфункциональная родительская семья, дефекты семейного воспитания, психологические затруднения в построении собственной семьи, полоролевые конфликты и т.п.).

Проведенный анализ теоретических и эмпирических данных, касающихся различных аспектов развития личности в студенческом возрасте, позволил наметить подходы к осуществлению эмпирической части нашего исследования. В соответствии с его программой, нами было проведено констатирующее исследование, иллюстрирующее приведенные выше теоретические положения и фиксирующее особенности социально-психологической адаптации и личностного развития студентов.

Данные проведенного нами опроса показали, что подавляющее большинство студентов первого курса (84%) испытывают комплекс трудностей, психологического, социально-психологического, социального и бытового характера. Это, в свою очередь, ведет к повышению общего уровня тревожности у студентов, что является выражением неудовлетворенности их значимых потребностей.

В анкетировании, направленном на изучение процесса социально-психологической адаптации студентов приняли участие 64 респондента. Анализ данных свидетельствует, что наибольшие адаптационные трудности студентов связаны с учебным процессом. Анализ и математическая обработка материалов анкет показали, что 44,8 % испытывают дефицит времени для подготовки к занятиям; 33,4 % студентов не умеют конспектировать лекции; 35 % студентов имеют трудности в понимании излагаемого материала; 30 % студентов испытывают состояние неуверенности в своих силах, желание "отмолчаться" на занятиях.

Адаптация студентов в познавательной сфере связана также с мотивацией учебной деятельности. По данным анкетирования, познавательные мотивы преобладают лишь у 29,2 % студентов; 4,6 % учатся потому, что этого требуют родители; 84,7 % учатся потому, что это необходимо для будущего; 1,5 % равнодушны к учебе; 0,7 % хотят оставить обучение.

Анализ материалов анкет показал также, что для большинства первокурсников характерно снижение работоспособности и повышение уровня тревожности. В первом семестре у первокурсников наблюдается повышенная эмоциональная возбудимость, сменяющаяся состоянием сильной усталости в конце учебного дня.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Анализ опыта психосоциального сопровождения молодой семьи в «Центре планирования семьи и репродукции» города Екатеринбурга
В условиях происходящих в обществе социально-экономических, культурных и других перемен, молодая семья является одной из социально-незащищенных групп населения. На фоне изменившихся в обществе установок на создание семьи, рождение и воспи ...

Три комплекса фундаментально значимых для психологии проблем
Первый комплекс проблем относится к психофизиологии, второй включает некоторые вопросы соотношения социального и биологического в психическом развитии человека (индивидуальном развитии), третий — психологические аспекты антропогенеза. Пс ...

Модель Джоя Гилфорда и Рэймонда Кеттелла
Джой Гилфорд более дифференцировал модель развития умственных способностей. Он обозначил умственные способности как объединение содержания, операций и продукта. В своей модели интеллекта он выделил пять разных операций (память – воспроизв ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru