Теоретические аспекты исследования отношений психических состояний и когнитивных процессов

Материалы » Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов » Теоретические аспекты исследования отношений психических состояний и когнитивных процессов

Страница 1

Впервые в рамках общей психологии проблема взаимоотношений психических процессов и состояний сформулирована Н. Д. Левитовым в монографии "О психических состояниях человека". Изучение состояний, по мнению автора, способствует лучшему пониманию динамики и результатов психических процессов, открывает новые возможности для объяснения психологических свойств личности [82]. Необходимость этих исследований вызвана тем, что в схожих ситуациях люди демонстрируют различия в протекании психических процессов, в то же время, одна и та же ситуация может вызывать у человека разнообразные реакции и формы поведения. Введение категории психических состояний в данном случае позволяет решить проблему "функциональной разорванности" психических процессов и свойств [83].

На современном этапе развития психологической науки проблема взаимоотношения психических состояний и когнитивных процессов исследуется в рамках различных теоретических концепций. С позиции деятельностного подхода состояния и процессы относят к одному уровню, который является ведущим для организации деятельности [88, 91]. При этом когнитивные процессы выполняют ориентировочную функцию, обеспечивая адекватное отражение и понимание ситуации. Состояния выполняют функции оценки и регулирования отражения в соответствии с потребностями субъекта. Динамику отношений между психическими процессами и состояниями определяет "вектор мотив-цель деятельности" [91]. Перспективы деятельностного подхода и его модификаций для изучения проблемы психических состояний изложены в следующих работах [32, 52, 85].

Кроме того, взаимодействие состояний и процессов может изучаться на уровне сознания [127], в качестве функциональных средств саморегуляции активности субъекта [1, 99], в контексте изучения психологического стресса [191], эмоционального интеллекта [196], самоорганизации эмоций и когнитивных оценок [192, 193], влияния "позитивных" состояний на эффективность умственной деятельности [185, 186, 188, 189, 190].

В то же время, специальные исследования, посвященные проблеме отношений состояний и когнитивных процессов, в настоящее время практически не ведутся. За последнее время по данной теме выполнена лишь одна диссертационная работа [161]. В связи с отсутствием достаточного объема литературы в психологии состояний, в некоторых случаях будет привлекаться теоретический и эмпирический материал из психологии эмоций.

При этом эмоции будут рассматриваться как эмоциональные состояния в "узком смысле", в качестве "реакции на ситуацию". Согласно Н. Д. Левитову, именно такое понимание позволяет отнести эмоции к сфере состояний [82, с. 125-126]. Подобные определения эмоций аналогичны определениям психофизиологических состояний, например, в формулировке Е. П. Ильина: "Состояние человека — это целостная системная реакция (на уровне организма и часто - личности) на внешние и внутренние воздействия, направленная на сохранение целостности организма и обеспечение его жизнедеятельности в конкретных условиях обитания" [68, с. 18]. Неудивительно, что автор рассматривает эмоции как состояния, поскольку их характеристики, состав и функции во многом аналогичны психическим состояниям.

Кроме того, представления об эмоциях как состояниях индивида соответствуют сути функциональных состояний, которые также имеют биологическую целесообразность возникновения и приспособительный характер реакций. В то же время, это реакции не только организма, но и личности, поскольку в реагирование включаются и психологические подсистемы регулирования. Тем самым они отличаются от элементарных состояний возбуждения и торможения, развивающихся на определенных уровнях регулирования^[там же, с.25].

По мнению В. А. Ганзена, все эмоции необходимо понимать как эмоциональные состояния различной продолжительности и силы, кроме того, во множество психических состояний следует включать и чувства [40, с. 127].

Э. И. Киршбаум, А. И. Еремееева считают, что во временном плане эмоции как процесс и эмоции как состояние проявляются одновременно. Изучение эмоций с точки зрения состояния предполагает изучение их мобилизующей функции и характеристик интенсивности [77, с.58].

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Психологические особенности младших школьников
психологический школьник учебный эмоциональный Прежде чем перейти к рассмотрению психологических особенностей младших школьников необходимо дать определение, что же такое младший школьный возраст. По мнению Крутецкого В.А. младшим школь ...

Особенности разделения рисунков детей с неврологическими нарушениями от рисунков детей с эмоциональными расстройствами
В 1940 году Л. Бендер, отмечая различия между умственным возрастом по Гудинаф и отметкой по шкале Стенфорд-Бине в рисунках детей с неврологией, относит этот факт недостаточному представлению о теле. В результате рисунок всегда будет хуже ...

Профессиональная деятельность и предпосылки её успешности
Среди многообразных видов социальной деятельности личности особое место занимает профессиональная деятельность. Человек как субъект деятельности большую часть своей жизни посвящает профессиональному виду труда, как главному направлению ст ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru