Ситуация развития личности в студенческом возрасте

Материалы » Механизмы психологической защиты и развитие личности студента » Ситуация развития личности в студенческом возрасте

Страница 5

Предметом исследования В.А. Петровского, стало проявление субъектности человека, его бытия как личности. В его работах было показано, что существуют такие формы проявления активности человека, в которых его субъектность выступает непосредственно, обнаруживаясь в качестве самодействующей причины его бытия в мире.

Полагая себя как субъект, человек отражается в других людях, в которых он получает свою идеальную представленность и продолженность. В предложенной В.А. Петровским модели развития личности в переходном возрасте описание развития производится по следующей абстрактной схеме:

(результат) источник - цель - средство - результат (источник).

Такой подход позволяет рассматривать развитие как непрерывный процесс, при этом личность выступает в своей свободной причинности.

Рассматривая ситуацию развития в юношеском возрасте, В.А. Петровский отмечает, что кризис "неперсонализованности", послуживший внутренним динамическим фактором развития личности в подростковом возрасте, уступает место новому источнику роста личности. В юношеском возрасте таким источником становится противоречие между экзотерическим Я, то есть тем, как представляет данный индивид представления о нем других людей, и собственным представлением о себе - эзотерическим Я. Это противоречие выступает для личности как противоречие Я-уникального ("оригинального"), фиксирующего внимание на своей нетождественности другим и Я - обычного ("заурядного") - "я как все". В.А. Петровский обозначает данную ступень личностно образующего движения как ступень самоопределения личности, в связи с тем, что потребность в персонализации реализуется на этой фазе онтогенеза в форме поиска субъектом собственного индивидуального своеобразия, идентификации с таким воображаемым Я, которое является именно своим, исключает любое заимствование. Сформировавшийся в итоге этой стадии некий незапланированный результат развития приводит к новому конфликту, который становится побудительным источником дальнейшего развития личности на стадии взрослости (48).

Помимо психологических противоречий, инициирующих личностное развитие в студенческом возрасте, можно выделить и ряд противоречий социального и педагогического характера, в процессе разрешения которых происходит дальнейшее становление личности. Вместе с тем, указанные противоречия, в случае их неразрешенности могут рассматриваться в качестве деструктивных факторов, препятствующих личностному развитию.

Основным социальным противоречием студенческого возраста можно считать противоречие между сущностью нового социального статуса личности и связанным с этим возрастанием потребностей (физических, экономических, духовных) и реальными условиями жизни, характеризующимися жестким лимитом времени, отсутствием экономических возможностей для удовлетворения этих потребностей.

С другой стороны, результатом изменений в самосознании студентов и в их социальном статусе, является возросшее стремление к самостоятельности, проявляющееся в различных аспектах жизнеосуществления. Это стремление нередко наталкивается на непонимание старшего поколения (родителей, преподавателей и др.), и в свою очередь, порождает противоречия педагогического характера. В их числе противоречия дидактические, возникающие в результате того, что стремление студентов к самостоятельности в отборе содержания, форм и методов обучения вступает в противоречие с требованиями высшего учебного заведения, готовящего специалиста определенного профиля по заданным программам.

Другой стороной этого противоречия является тот факт, что обилие информации, в том числе и учебной, поступающей через различные каналы, при отсутствии возможности ее адекватной переработки (лимит времени, отсутствие жизненного опыта, недостаточная сформированнность смысловой сферы личности и т.д.) зачастую приводит к поверхностности в знаниях и мышлении.

В отечественной и зарубежной научной литературе накоплено значительное число эмпирически выявляемых фактов, иллюстрирующих указанные противоречия. В педагогических, социологических, психологических и медицинских исследованиях эта проблема обсуждается преимущественно в терминах социальной адаптации, психологической адаптации, психического дискомфорта и психологического кризиса, а так же в связи с исследованиями медицинских аспектов обучения студентов.

Факт поступления в вуз влечет за собой смену социальной роли молодого человека, его социального окружения и жизненного уклада, что требует от него большего, по сравнению с предыдущими периодами жизни, напряжения. Рост напряжения связан и с тем, что переход из системы среднего образования к условиям обучения в вузе требуют от учащихся смены стереотипа учебной деятельности, перестройки функциональных систем, ответственных за ее исполнение. М.С. Яницкий (1995) отмечает, что зачастую, формально заданные условия деятельности студентов требуют непредвиденно большего напряжения для достижения предполагаемого результата; причем период адаптации может практически совпадать с периодом всего обучения в вузе из-за непрерывно изменяющихся учебных планов и программ (73).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Монистические представления о сущности мотива
Соотношения между потребностями и мотивами, исходя из высказанных в психологической литературе точек зрения, можно систематизировать следующим образом: потребность даёт толчок к возникновению мотива; потребность преобразуется в мотив по ...

Понятие субкультуры. Субкультура как закономерное социальное явление
Что такое молодежная культура? Когда она возникает, в чем проявляется и как изменяется со временем? Для того, чтобы ответить на эти и другие интересующие нас вопросы, необходимо идти от самых истоков, вооружившись, прежде всего знанием кл ...

Практическое использование зонального пространства
Обычно наша интимная зона нарушается тем или иным человеком по двум причинам. Первая, когда "нарушитель" является нашим близким родственником или другом, или же человеком имеющим сексуальные намерения. Вторая, когда нарушитель п ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru