Ситуация развития личности в студенческом возрасте

Материалы » Механизмы психологической защиты и развитие личности студента » Ситуация развития личности в студенческом возрасте

Страница 8

В результате анализа научной литературы и данных, полученных в ходе наших исследований можно заключить, что в студенческом возрасте закономерности онтогенетического развития опосредованы противоречиями социального порядка, возникшими в связи с поступлением в высшее учебное заведение. Это, в свою очередь, порождает у студентов целый комплекс психологических проблем как общих - обусловленных принадлежностью к своей возрастной группе, так и частных - тем или иным образом связанных с процессом обучения в вузе.

В самом общем виде эти проблемы можно разбить на две группы. Первую - группу актуальных проблем - составляют проблемы, связанные с осознанием субъектом ситуации собственного развития. К этой группе можно отнести:

· затруднения в существовании, развитии, самоопределении;

· нарушения в системе отношений;

· нарушения самооценки, деятельности, поведения;

· изменения личностных особенностей и психического состояния.

Вторую группу составляют глубинные проблемы особенностей личности и сознания, которые, препятствуя адекватному отражению действительности, нарушают гармонию индивида и среды и снижают, таким образом, способность субъекта к конструктивному изменению объективной ситуации и себя, достижению цели, и, в конечном итоге, к самоактуализации.

В отличие от проблем первой группы, эти проблемы не осознаются, чем обусловлены трудности их диагностирования и оказания соответствующей психологической помощи. При этом названные группы психологических проблем имеют между собой тесную взаимосвязь и взаимоподчиненность.

Выраженность затруднений, испытываемых студентами при решении собственных психологических проблем осложняется, с одной стороны, недостаточным развитием системы психологической поддержки участников педагогического процесса в вузе; с другой - неготовностью самих студентов к активному поиску такой поддержки, расплывчатости их представлений о существующих (в городе, районе, вузе) психологических службах, недостаточной психологической грамотностью студентов.

Это было подтверждено результатами проведенного нами выборочного анонимного анкетирования, в котором принимали участие 55 студентов первых курсов. Анализ показал, что 8 % опрошенных отрицает у себя наличие каких бы то ни было психологических проблем. При возникновении психологических проблем 37 % опрошенных ищут психологической поддержки у сверстников; 19 % - у родителей и других членов семьи; 9 % - в чтении популярной психологической литературы; 5 % - в религии; 3 % - у преподавателей.29 % студентов не знают, куда они могут обратиться за помощью в решении своих психологических проблем.

Проведенное констатирующее исследование показало настоятельную необходимость в психологической поддержки студентов в учебном процессе вуза.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Еще по теме:

Латерализация функций
У человека, в отличие от животных, выражена функциональная асимметрия полушарий (латерализация функций), что в конце 60-х годов XX столетия показал английский психиатр С. Кенникот с помощью одностороннего выключения у психических больных ...

Ограничения, налагаемые сектой на личность
Человек, примкнувший к секте, рвет все связи и приобретает качества, требуемые в группе: забвение своих интересов, утрату общепринятых базовых ценностей и близких людей. Взамен ему дано испытать гордое сознание собственной уникальности и ...

Предметная рефлексия
Понимание рефлексии в интеллектуальном аспекте - «выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия» - служит одним из оснований, позволяющих раскрыть представления о психологических механизмах теоретическог ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru