Ситуация развития личности в студенческом возрасте

Материалы » Механизмы психологической защиты и развитие личности студента » Ситуация развития личности в студенческом возрасте

Страница 7

Результаты анкетирования показали, что трудности социально-психологической адаптации у студентов возникают не только в учебной деятельности, но и в межличностных отношениях. При высокой значимости отношений с друзьями (54,5 % респондентов) и преподавателями (43,7 % респондентов), состояние неудовлетворенности этими отношениями испытывают, соответственно, 22 % и 29,2 % опрошенных студентов. При этом опрошенные студенты полагают, что трудности в общении связаны с их застенчивостью (13,2 %); неумелой презентацией и внешним видом (13,9 % и 2,5%); отсутствием инициативы со стороны партнера по общению. Только 19,6 % опрошенных не испытывают трудностей в межличностном взаимодействии. Перечисленные факты указывают на высокую актуальность для студентов проблемы межличностных отношений.

По данным исследования, процесс социально-бытовой адаптации является наиболее болезненным для иногородних студентов. На процесс социально-бытовой адаптации студентов влияют и материальные проблемы, а также явно наметившееся расслоение студентов по материальному признаку. Так, "едва сводят концы с концами" 4,4 % студентов, 41,8 % студентов хватает денег на скромное питание и недорогую одежду, 29,8 % студентов могут позволить себе хорошее питание и дорогую одежду, 18 % студентов имеют достаточно средств для того, чтобы "чувствовать себя уверенным в жизни", 4,6 % студентов могут позволить себе все, включая отдых за границей, покупку квартиры или автомобиля.

В диагностическом исследовании, направленном на выявление стратегии психологической защиты в общении с партнерами приняли участие 59 респондентов (26 юношей, 34 девушек). Анализ данных свидетельствует, что доминирующей стратегией психологической защиты в общении с партнерами у студентов на первом месте выступает стратегия агрессии (47%). Использовать ее в качестве стратегии защиты своего Я проще простого. Инстинкт агрессии - один из "большой четверки" инстинктов, свойственных всем животным - голод, секс, страх и агрессия. Достаточно окинуть мысленным взором типичные ситуации общения, чтобы убедиться, сколь легко воспроизводима и привычна она в жестких или мягких формах. Ее мощная энергетика защищает Я личности на улице в городской толпе, в общественном транспорте, в очереди, на производстве, дома, во взаимоотношениях с посторонними и очень близкими людьми, с друзьями и знакомыми, в период адаптации личности к новым видам деятельности Личность и инстинкт агрессии, оказывается, вполне совместимы, а интеллект выполняет при этом роль "передаточного звена" - с его помощью агрессия "нагнетается", "раскручивается на полную катушку". Интеллект работает в режиме трансформатора, усиливая агрессию за счет придаваемого ей смысла На втором месте у студентов выступает стратегия миролюбия (30%), которая предполагает партнерство и сотрудничество, умение идти на компромиссы, делать уступки и быть податливым, готовность жертвовать некоторыми своими интересами во имя главного - сохранения достоинства. В ряде случаев миролюбие означает приспособление, стремление уступать напору партнера, не обострять отношения и не ввязываться в конфликты, чтобы не подвергать испытаниям свое Я. Однако не следует полагать, что миролюбие - безукоризненная стратегия защиты, пригодная во всех случаях. Сплошное или слащавое миролюбие - доказательство бесхребетности и безволия, утраты чувства собственного достоинства, которое как раз и призвана оберегать психологическая защита. Лучше всего, когда миролюбие доминирует и сочетается с прочими стратегиями (мягкими их формами). На последнем месте в результате исследования оказалась стратегия избегание (23%), которая основана на экономии интеллектуальных и эмоциональных ресурсов. Человек привычно обходит или без боя покидает зоны конфликтов и напряжений, когда его Я подвергается атакам. При этом он в открытую не растрачивает энергию эмоций и минимально напрягает интеллект. Избегание может носит психогенный характер, если оно обусловлено природными особенностями индивида. У него слабая врожденная энергия: бедные, ригидные эмоции, посредственный ум, вялый темперамент. Возможен иной вариант: человек обладает от рождения мощным интеллектом, чтобы уходить от напряженных контактов, не связываться с теми, кто досаждает его Я. Наконец возможен и такой вариант, когда человек заставляет себя обходить острые углы в общении и конфликтные ситуации, умеет вовремя сказать себе: "не возникай со своим Я". Для этого надо обладать крепкой нервной системой, волей и, несомненно, жизненным опытом за плечами, который в нужный момент напоминает: "не тяни на себя одеяло", "не лезь не в свое дело", "сделай пас в сторону".

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Изучение связи особенностей личностных черт и внутригруппового статуса
Ряд современных исследований направлен на выяснение того, каким образом особенности личности на внутригрупповой статус. Например, Е.Н. Башук, А.В. Орлов, А.Ш. Широкова, изучая социально значимые черты руководителя, пришли к выводу, что мо ...

Отечественные и зарубежные теории депривации
Современные теории психической депривации исходят из разных направлений и, следовательно, имеют определённую несогласованность по ряду вопросов в рамках рассмотрения данного феномена. Несогласованность этих теорий, прежде всего, состоит в ...

Ошибки атрибуции
Искажение при атрибуциях – это неправильное отражение и истолкование психологической реальности – подлинных мотивов и черт объекта, их замена иными, придуманными и несвойственными данной личности чертами и мотивами [10]. «Основная ошибк ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru