Психологическая защита и адаптивное поведение

Материалы » Механизмы психологической защиты и развитие личности студента » Психологическая защита и адаптивное поведение

Страница 5

Представители глубинной психологии (К. Юнг, А. Адлер, Э. Эриксон К. Хорни, Э. Фромм, Г.С. Салливен, В. Райх) сходясь в понимании механизмов защиты как всепроникающего и неотъемлемого свойства индивида, придерживались различных взглядов на источники конфликтов, приводящих их в действие.

Рассматривая личность как открытую, саморазвивающуюся систему, представители гуманистической психологии доказывают, что в основе развития личности лежит ее стремление к нарушению равновесия со средой.

Изучение психологической защиты в отечественной психологии происходило в контексте исследований установки Д.Б. Узнадзе и теории отношений В.Н. Мясищева. Разработка этого направления осуществлялась также в русле педагогических (Л.И. Божович, Л.С. Славина, Л.Б. Филонов и др.) и медицинских наук (Ф.В. Бассин, М.Е. Бурно, М.В. Воловик, В.Д. Вид, Э.А. Костандов, В.Е. Рожнов, Ю.С. Савенко, Н.В. Тарабрина, А.М. Штыпель и др.).

В исследованиях по психотерапии и пограничной психиатрии, наряду с изучением понятия, механизмов и видов психологической защиты, разрабатывались методы коррекции защитных проявлений личности (М.В. Воловик, В.Д. Вид, Б.Д. Карвасарский, Г.Л. Исурина, В.А. Ташлыков, В.Е. Рожнов, Д.А. Мельников, А.М. Штыпель и др.).

Проблематика защитных механизмов нашла свое отражение и в исследованиях стресса. Руководствуясь принципом гомеостаза, выдвинутым У. Кенноном, теоретик стресса Г. Селье дал новое психофизическое обоснование комплексной защитной реакции энергетической системы на жизненно значимые изменения во внешней среде

Исследования психологической защиты проводились также в русле проблемы адаптации личности. Так, А.А. Налчаджяном была осуществлена важная с методологической точки зрения попытка объединения защитных и незащитных механизмов, стратегий поведения и связанных с ними свойств личности едиными теоретическими принципами в рамках целостной теории социально-психологической адаптации. Очевидно, что все защитные механизмы являются адаптивными, если используются индивидом в пределах среднестатистических показателей по группе, к которой он принадлежит. Они же приводят к дезадаптации, если выходят за пределы нормы, поскольку в этом случае поведение индивида определяется не тем образом реальности, который является условно общим для его социального окружения. Следовательно, актуальной остается проблема разработки системной концепции психологической защиты как средства социально-психической адаптации. Системный подход к проблеме предполагает рассмотрение причинных и временных связей между всеми элементами включенными в генезис и функционирование основных механизмов защиты, а также предварительный анализ этих элементов,

Анализ исследований отечественных психологов показал, что наиболее продуктивно психологическая защита была осмыслена в рамках развивающейся теории личности (Ф.Е. Василюк, Б.В. Зейгарник, И.Д. Стойков, А.А. Налчаджян, В.В. Столин, Е.Т. Соколова, К. Муздыбаев, Л.Р. Гребенников и др.).

Проведенный в первой главе анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что, несмотря на изученность отдельных аспектов проблемы психологической защиты, она до настоящего времени остается "открытой" в науке, что обусловлено многозначностью исследуемого феномена. Это дало основания предположить, что перспективы дальнейшего изучения психологической защиты связаны с преодолением ограничений, накладываемых определенной "жесткой" концепцией, с синтезом различных подходов к данной проблематике, с поиском наиболее продуктивных методологических обоснований исследования.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Еще по теме:

Диагностика степени реагирования в конфликтной ситуации в классном коллективе
Целью диагностики является выявление связи между характером, темпераментом, эмоциональным состоянием ученика и степенью реагирования в конфликтной ситуации, В рамках данной диагностики осуществлялось тестирование учащихся СШ №51 в двух к ...

Проблемы психологической готовности ребенка к школе
Основные симптомы кризиса семи лет . К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Возраст 6—7 лет называют возрастом «вытягивания» (ребенок быстро вытягивается в длину) или возрастом смены зубов (к этому времени обычно появляются ...

Особенности взаимодействия родитель – ребенок у подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению
Одним из проявлений трудновоспитуемого ребёнка является девиантное поведение. Под девиантным поведением подразумевается цепь проступков, лёгких правонарушений, отличающихся от криминала, то есть ненаказуемых уголовным кодексом. Девиантно ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru