Психологическая защита и адаптивное поведение

Материалы » Механизмы психологической защиты и развитие личности студента » Психологическая защита и адаптивное поведение

Страница 4

Если главной функцией механизмов психологической защиты является сохранение позитивного образа "Я" при любых угрожающих ему изменениях во внешнем мире, то образование их должно быть непосредственно связано с первым отрицательным опытом спонтанного самовыражения.

Для обозначения внешних сил, ограничивающих спонтанность, мы вслед за Э. Фроммом употребляем термин "гетерономное воздействие", то есть противоречащее естественному росту и развитию индивида в данный момент времени. Э. Фромм в этой связи пишет: "Стремление расти в соответствии со своей собственной природой присуще всем живым существам. Поэтому мы и сопротивляемся любой попытке помешать нам развиваться так, как того требует наше внутреннее строение. Для того чтобы сломить это сопротивление - осознаём мы его или нет, - необходимо физическое или умственное усилие.

Свободное, спонтанное выражение желаний младенца, ребенка, подростка и, наконец, взрослого человека, их жажда знаний и истины, их потребность в любви - все это подвергается различным ограничениям. Взрослеющий человек вынужден отказаться от большинства своих подлинных сокровенных желаний и интересов, от своей воли и принять волю, желания и даже чувства, которые не присущи ему самому, а навязаны принятыми в обществе стандартами мыслей и чувств. Обществу и семье как его психосоциальному посреднику приходится решать трудную задачу: как сломить волю человека, оставив его при этом в неведении? В результате сложного процесса внушения определенных идей и доктрин, с помощью всякого рода вознаграждений и наказаний и сооответствующей идеологии общество решает эту задачу в целом столь успешно, что большинство людей верит в то, что они действуют по своей воле, не сознавая того, что сама эта воля им навязана и общество умело ею манипулирует" (68, с.84).

В приведенном высказывании следует выделить несколько важных моментов. Во-первых, понятно, что при всех минусах гетерономного воздействия полностью избежать его невозможно. В любом случае процесс социализации представляет собой последовательность более жестких или более мягких ограничений изначальной спонтанности ребенка. Можно, следовательно, говорить о большей или меньшей степени оптимальности, адекватности этого воздействия. Именно в последнем случае "в гетерономном вмешательстве в процесс развития ребенка скрыты наиболее глубокие корни психической патологии и особенно деструктивности" (68, с.86).

Вторым важным моментом является то, что именно в раннем детстве взрослые особенно интенсивно ограничивают выражение желаний, мыслей и чувств ребенка. Здесь имеет значение зависимость ребенка, неустойчивость детской психики, повышенная подверженность влиянию. Кроме того, позднее образование механизмов защиты сглаживает противоречия между ребенком и ближайшим окружением или повышает толерантность ребенка к гетерономному воздействию, что также снижает его актуальность. В-третьих, определение семьи как психосоциального посредника общества, через которого осуществляется гетерономное воздействие, предполагает, что специфические интерперсональные отношения в каждой конкретной семье относительно точно соответствуют реальным общественным отношениям. Это впоследствии дает возможность говорить об индивидуальной поведенческой норме, как об ожидаемом и социально одобряемом поведении, характерном для большинства субъектов. И напротив, всевозможные отклонения в родительских установках и адаптация ребенка к сильному гетерономному воздействию с помощью очень интенсивного использования механизмов защиты приводит в новом социальном контексте к девиациям поведения и другим проявлениям социально-психической дезадаптации. Поэтому дети с адекватной практикой родительского отношения характеризуются хорошей адаптированностью к школьной среде, общению со сверстниками, к обучению в вузе, они активны, независимы, инициативны и доброжелательны.

Выводы:

Фундаментальные предпосылки для изучения феномена психологической защиты были созданы в психоаналитической концепции З. Фрейда. Идеи психоанализа были восприняты психологической наукой и явились основой для появления и развития новых психологических направлений.

Анализ работ А. Фрейд, показал, что ее внимание было сосредоточено на уровне "Я" как пространстве локализации основного конфликта личности. Введя в активное обращение понятие "защитные механизмы", А. Фрейд описала их и классифицировала по различным критериям.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Особенности взаимоотношений ребенок-родитель в подростковом возрасте
Специфика детско-родительских отношений заключается в их постоянном изменении с возрастом ребенка и неизбежном отделении ребенка от родителей. Взаимоотношения со взрослыми – одна из важнейших проблем подросткового возраста. Существует общ ...

Практическое применение вокалотерапии
Ребенок пользуется голосом не задумываясь – кричит и говорит, как дышит, в отличие от многих взрослых, с годами утрачивающих природную способность выражать себя в звуках и словах (одни мямлят, другие монотонно бубнят, а третьи и отнюдь ст ...

Болезнь Альцгеймера
При болезни Альцгеймера вырабатываются токсичные белки, они встраиваются в мозг и нарушают его функции. Болезнь Альцгеймера означает, что мозг изнашивается в тех самых отделах мозга, которыми мы пользуемся, чтобы думать. Позже при болезни ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru