Психологическая защита и адаптивное поведение

Материалы » Механизмы психологической защиты и развитие личности студента » Психологическая защита и адаптивное поведение

Страница 4

Если главной функцией механизмов психологической защиты является сохранение позитивного образа "Я" при любых угрожающих ему изменениях во внешнем мире, то образование их должно быть непосредственно связано с первым отрицательным опытом спонтанного самовыражения.

Для обозначения внешних сил, ограничивающих спонтанность, мы вслед за Э. Фроммом употребляем термин "гетерономное воздействие", то есть противоречащее естественному росту и развитию индивида в данный момент времени. Э. Фромм в этой связи пишет: "Стремление расти в соответствии со своей собственной природой присуще всем живым существам. Поэтому мы и сопротивляемся любой попытке помешать нам развиваться так, как того требует наше внутреннее строение. Для того чтобы сломить это сопротивление - осознаём мы его или нет, - необходимо физическое или умственное усилие.

Свободное, спонтанное выражение желаний младенца, ребенка, подростка и, наконец, взрослого человека, их жажда знаний и истины, их потребность в любви - все это подвергается различным ограничениям. Взрослеющий человек вынужден отказаться от большинства своих подлинных сокровенных желаний и интересов, от своей воли и принять волю, желания и даже чувства, которые не присущи ему самому, а навязаны принятыми в обществе стандартами мыслей и чувств. Обществу и семье как его психосоциальному посреднику приходится решать трудную задачу: как сломить волю человека, оставив его при этом в неведении? В результате сложного процесса внушения определенных идей и доктрин, с помощью всякого рода вознаграждений и наказаний и сооответствующей идеологии общество решает эту задачу в целом столь успешно, что большинство людей верит в то, что они действуют по своей воле, не сознавая того, что сама эта воля им навязана и общество умело ею манипулирует" (68, с.84).

В приведенном высказывании следует выделить несколько важных моментов. Во-первых, понятно, что при всех минусах гетерономного воздействия полностью избежать его невозможно. В любом случае процесс социализации представляет собой последовательность более жестких или более мягких ограничений изначальной спонтанности ребенка. Можно, следовательно, говорить о большей или меньшей степени оптимальности, адекватности этого воздействия. Именно в последнем случае "в гетерономном вмешательстве в процесс развития ребенка скрыты наиболее глубокие корни психической патологии и особенно деструктивности" (68, с.86).

Вторым важным моментом является то, что именно в раннем детстве взрослые особенно интенсивно ограничивают выражение желаний, мыслей и чувств ребенка. Здесь имеет значение зависимость ребенка, неустойчивость детской психики, повышенная подверженность влиянию. Кроме того, позднее образование механизмов защиты сглаживает противоречия между ребенком и ближайшим окружением или повышает толерантность ребенка к гетерономному воздействию, что также снижает его актуальность. В-третьих, определение семьи как психосоциального посредника общества, через которого осуществляется гетерономное воздействие, предполагает, что специфические интерперсональные отношения в каждой конкретной семье относительно точно соответствуют реальным общественным отношениям. Это впоследствии дает возможность говорить об индивидуальной поведенческой норме, как об ожидаемом и социально одобряемом поведении, характерном для большинства субъектов. И напротив, всевозможные отклонения в родительских установках и адаптация ребенка к сильному гетерономному воздействию с помощью очень интенсивного использования механизмов защиты приводит в новом социальном контексте к девиациям поведения и другим проявлениям социально-психической дезадаптации. Поэтому дети с адекватной практикой родительского отношения характеризуются хорошей адаптированностью к школьной среде, общению со сверстниками, к обучению в вузе, они активны, независимы, инициативны и доброжелательны.

Выводы:

Фундаментальные предпосылки для изучения феномена психологической защиты были созданы в психоаналитической концепции З. Фрейда. Идеи психоанализа были восприняты психологической наукой и явились основой для появления и развития новых психологических направлений.

Анализ работ А. Фрейд, показал, что ее внимание было сосредоточено на уровне "Я" как пространстве локализации основного конфликта личности. Введя в активное обращение понятие "защитные механизмы", А. Фрейд описала их и классифицировала по различным критериям.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению школьной тревожности
Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению тревожности школьников предполагает несколько взаимосвязанных направлений. Психологическое просвещение родителей. Данное направление работы включает три блока. Первый блок ...

Психофизиология страха
Ученые давно установили, что не только наше сознание, но и все наше тело бурно реагирует на опасные ситуации. Страх может приводить к изменению частоты и силы сердечных сокращений, вызывать потливость, провоцировать желудочно-кишечные ра ...

Выбор и описание методов исследования
Для выявления жизненных сценариев испытуемых мы использовали метод сказкотерапии . Этот вид диагностики в разных формах используются во всем мире в виде проективной методики, и как инструмент работы практического психолога удобен по многи ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru