Психологическая защита и адаптивное поведение

Материалы » Механизмы психологической защиты и развитие личности студента » Психологическая защита и адаптивное поведение

Страница 2

Приспосабливаться приходится быстрее, чем осознавать, понимать (физиологами установлено, что момент осознания среднего человека длится 10 секунд, а поведенческий акт осуществим за 1-2 секунды). Таким образом, стереотипы поведения, подражание чужим нормам и символам, высвобождая психическую энергию от однообразных повторений, "выхлопных отработанных" актов, позволяет направить ее в русло саморазвития необходимых для прогресса структур личности.

Адаптивное поведение не требует, больших энергетических затрат, но это при условии "включения" внутреннего фактора присвоения чужих норм и значений и использования их как своих собственных. Векторно противоположное проявление адаптивного поведения осуществляется как преодоление существующих личных стереотипов, их трансформация в соответствии с наличной ситуацией.

Стереотипы адаптивного поведения, базирующиеся на индивидуальном опыте и уже сложившихся представлениях о способах реагирования в подобных условиях, часто не совпадают с реальностью, т.к. "дважды нельзя войти в одну и ту же воду" и в психической природе человека, это другая личность в новой социальной ситуации, только внешне подобной, идентифицированной как знакомая.

Не все люди осознают и понимают, не учитывают стихийные изменения "изнутри" и "снаружи", используя "рефлекторную копию" поведения, тем самым, дисгармонируя со средой, выпадая из нее эффектом белой вороны. Можно выделим следующие типы адаптивного поведения:

1. Стереотипизированное адаптивное поведение (пассивное подражательное себе или значимым другим, соответствующее или неадекватное ситуативной потребности и т.п.).

2. Преодолевающее стереотипы адаптивное поведение (активное преобразование себя и наличной ситуации в соответствии с собственными представлениями о необходимости изменения. Задействованы резервы психической активности с возможно разнонаправленными результатами).

Адаптивное поведение как механизм самосохранения и психической защиты позволяет личности:

· иметь передышку на переосмысление оптимальной стратегической линии поведения, экономия психической энергии;

· ожидать признание окружающих, уподобившись им, избегая адаптивного шока;

· внушить желаемое доброжелательно примирительное представление о себе, сгладив тем самым возможную тревогу, комплексы;

· идентифицироваться с возможным агрессором с целью избежания стресса, сохранения собственной психической реальности;

· экономить психический материал на построении модели поведения;

· самопрезентировать энергетически выгодную тактику "Свой среди своих, свой среди чужих".

Логическим звеном процесса саморазвития является саморегулирование личностью сложных психических актов, входящих в состав деятельности и поведения. Саморегулирование адаптивного поведения - это такая форма регуляции поведения, которая предполагает момент включенности в него результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе.

Первое впечатление о человеке складывается в основном под влиянием поведенческих реакций, накладывающих свой отпечаток и на внешность. Человека полностью адаптировавшегося в среде (профессии, деятельности и т.п.) отличает внутренняя свобода, определенная раскованность, уверенность в себе, адекватные реагирования, удовлетворенность своим статусом, собой или результатами деятельности. То есть ему чаще хорошо, чем плохо, что отражается на настроении и самочувствии. Одним из важных психологических механизмов является эзотерическая установка, которая энергетически "заряжается" от доминирующих ценностей (т.е. установка ценностно-ориентирована; установка в установке), являющихся главным обеспечением реализации жизненных программ личности. Так, важной стратегией адаптивного поведения мы считаем не только принятие чужих ценностей (что, безусловно, влечет к уважению оппонента), но и творческое активное участие в преобразовании среды.

Если адаптация - это всегда результат контакта, защиты, то М.С. Коган косвенно подтверждает эту мысль: "Адаптивность - это способность к самосохранению, приспособлению, самовоспроизведению и развитию в процессе взаимодействия организма с окружающей средой".

Психологическая защита как специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта, не может быть подвергнута однозначной оценке с точки зрения своей "полезности" или "вредоносности". Мы, вслед за Ф.В. Бассиным, Р.Л. Гребенниковым, Б.В. Зейгарник, А.А. Налчаджяном, Е.Т. Соколовой рассматриваем психологическую защиту как нормальный, повседневно работающий механизм человеческого сознания, с той лишь оговоркой, что таковой психологическая защита является лишь при рассмотрении ее в достаточно узком круге явлений, относящихся к адаптации личности. При этом мы придерживаемся точки зрения А.А. Налчаджяна, рассматривающего психологическую защиту в рамках теории адаптации и определяющего защитные механизмы как более или менее устойчивую схему психических действий, которые приводят к той или иной степени и форме адаптированности личности, разрешения фрустрирующей ситуации (45).

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Развод как ненормативный кризис семьи
В словаре Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю. «развод» имеет несколько значений, одно из них «расторжение, расторгнутость брака» [21]. Курбатов В.И. дает следующее определение: «развод — это финал длительного периода дезорганизации супружеской ж ...

Исследование самосознания подростков в историческом контексте
В 20-30-е годы ХХ-го века начался период, который в последствии получил название – «подростковый бум». Исследованиями в этой области занялись многие ученые. В частности: Ш. Бюлер, Л.С. Выготский, Э. Шпрангер, В. Штерн, З. Фрейд, К. Хорни ...

Младший школьный возраст как сенситивный период для формирования художественно-эстетического вкуса
В этом параграфе предметом рассмотрения станут те возрастные особенности, которые присущи младшему школьнику и которые следует учитывать при его формировании его художественно-эстетического вкуса. Эстетическое развитие личности начинаетс ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru