Психологическая защита и адаптивное поведение

Материалы » Механизмы психологической защиты и развитие личности студента » Психологическая защита и адаптивное поведение

Страница 3

Однако, адаптация в широком смысле слова, как приспособление к окружающим человека условиям, является обязательным, но не единственным аспектом его существования. Помимо адаптации оно включает в себя такие аспекты как интеграция, саморазвитие и самореализация (37). Кроме того, предложенная в последние годы В.А. Петровским идея неадаптивной активности дала возможность существенно переосмыслить феномен развития личности и выразить его в терминах самодвижения.В.А. Петровский, доказав самопротиворечивость философско-социологических и психологических концепций, базирующихся на "постулате сообразности", противопоставил ему альтернативный образ человека неадаптивного, выходящего за границы заданного (49).

Следовательно, актуальной остается проблема разработки системной концепции психологической защиты как средства социально-психической адаптации. Системный подход к проблеме предполагает рассмотрение причинных и временных связей между всеми элементами, включенными в генезис и функционирование основных механизмов защиты, а также предварительный анализ этих элементов, которыми считают:

· динамические особенности психики субъекта как базис для образования специфических механизмов защиты;

· универсальные проблемы адаптации как базис для образования специфических механизмов защиты;

· стадии развития "Я" как сенситивные периоды для образования специфических механизмов защиты;

· составляющие "позитивного образа "Я"" как объект защиты;

· виды гетерономного воздействия как угроза составляющим "позитивного образа "Я"";

· эксквизитные ситуации как ситуации образования новых и актуализации имеющихся механизмов защиты;

· этапы генезиса;

· опосредующая роль механизмов защиты в диалектике конфликта.

В настоящее время среди исследователей психологической защиты практически не существует разногласий в том, что норма и патология защитного функционирования индивида зависят от того, сумел ли он на определенных этапах онтогенеза реализовать базисные психологические потребности или, благодаря гетерономному воздействию среды, они были блокированы. В последнем случае одна или более составляющих позитивного образа "Я" оказываются особенно уязвимыми, соответствующие проблемы адаптации перманентно актуальными, специфические механизмы защиты будут использоваться сверхинтенсивно, что может привести к неэффективной адаптации в новом социальном окружении.

Проблема хронологии защитных механизмов в онтогенезе остается на сегодняшний день сравнительно невыясненной. Хотя существует несколько точек зрения по этому вопросу, главная трудность, которую отмечают исследователи, состоит в том, что теоретические положения о сенситивных периодах для реализации или фрустрации базовых потребностей и образования (преобладания) специфических механизмов защиты не совпадают с клиническим опытом. Несомненным остается существование некоторых закономерностей в процессе образования защит, для определения которых целесообразно рассмотреть наиболее убедительные попытки их хронологической классификации.

Механизмы защиты призваны разрешить естественные конфликты, возникающие в процессе адаптации. Рассматривая критерий интеллектуальной зрелости, следует отметить, что существует высокая степень согласия между исследователями, занимающимися вопросом относительной примитивности механизмов защиты. Предполагается, что разные механизмы представляют разные уровни развития индивида. Это частично отражается в различении первичной и вторичной активности защитного процесса или первого, второго и третьего уровней защиты. В других случаях различение связывают с отдельными психосексуальными стадиями развития.

Р. Плутчик предпринял попытку определить уровень развития "Я", отражаемый каждым механизмом защиты, с помощью рейтинговых оценок опытных экспертов-клиницистов. Получившийся перечень выглядит следующим образом: отрицание, регрессия, проекция, замещение, подавление, реактивное образование, интеллектуализация, компенсация. Эксперты пришли к полному согласию по поводу того, что отрицание, регрессия и проекция - это очень примитивные механизмы защиты, а интеллектуализация и компенсация представляют более высокие уровни личностного развития.

Механизмы защиты онтогенетически развиваются для снятия различных противоречий и дают индивиду возможность отсроченного, опосредованного, идеального решения универсальных проблем адаптации и удовлетворения базисных потребностей путем когнитивно-аффективного искажения образа реальности. Механизмы защиты решают конфликт между любой из основных эмоций или их комбинацией, требующей спонтанного выражения, и эмоцией страха, возникающей, когда опыт индивида сигнализирует о неминуемых негативных последствиях такого выражения. Образуется ситуация, где не только реагирование на стимул, но и отсутствие реагирования представляют угрозу для позитивного образа "Я". Защитные механизмы обеспечивают его стабильность, предлагая различные пути искажения образа реальности и косвенного выражения начальной эмоции. До определенной степени это искажение обеспечивает социальную и, в отдельных случаях биологическую адаптацию индивида.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Выводы
воспитание семья подросток общение Распутать клубок семейных проблем не удается, потянув только за одну ниточку, потому что появляется, затянувшийся узел. Для решения проблемы необходима перестройка всего семейного механизма. И чем быстр ...

Теории эмпиризма
Начало эмпиризма в понимании развития было положено работами Дж. Локка. Локк считал, что все дети рождаются с различными врожденными особенностями, например, темпераментом. Хотя эти различия следует учитывать, они не определяют закономерн ...

Общее понятие о механизмах психологических защит личности
Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые "психологические защиты", "защитные механизмы психики", "защитные механизмы личности& ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru