Особенности отношений психических состояний и когнитивных процессов в учебной деятельности студентов

Материалы » Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов » Особенности отношений психических состояний и когнитивных процессов в учебной деятельности студентов

Страница 6

Проведенный в главе теоретический анализ проблемы отношений психических состояний и когнитивных процессов позволяет сформулировать следующие основные выводы:

1. Проблема взаимодействия психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов является актуальной не только по причине недостаточной разработанности данного вопроса в контексте педагогической психологии, но также ввиду ее теоретической значимости для понимания функционирования психики как целостной системы, раскрытия причинно-следственных механизмов и интрапсихических отношений в психике.

2. Психические состояния и когнитивные процессы, представляя различные классы психических явлений, обладают специфическими характеристиками. В то же время, большинством исследователей эти психические явления рассматриваются в качестве единой взаимодействующей системы. Следовательно, категория взаимодействия и динамический подход могут выступать в качестве обоснованной методологической установки эмпирических исследований.

3. На взаимосвязь состояний и когнитивных процессов влияют как собственные характеристики состояний (модальность, знак, интенсивность, уровень) и когнитивных процессов (когнитивный стиль, уровень развития, степень структурированности процесса и др.), так и многочисленные личностные факторы (мотивация, отношение к целям и задачам деятельности, саморегуляция, самооценка, эмоциональный интеллект и др.). Следовательно, взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов необходимо рассматривать в качестве личностного феномена, что предполагает раскрытие активной, регуляторной природы личностных характеристик во взаимоотношении этих психических явлений. Этот подход отвечает требованиям субъектно-деятельностной парадигмы, занимающей ведущее место в отечественной психологии.

4. Важнейшими личностными характеристиками, влияющими на взаимодействие состояний и когнитивных процессов, являются личностный смысл и рефлексия субъекта. Кроме того, взаимоотношения состояний и когнитивных процессов могут быть обусловлены динамическим фактором. Совместное исследование функциональной роли этих характеристик во взаимоотношениях состояний и когнитивных процессов могло бы способствовать более глубокому их пониманию.

5. Психические состояния влияют на качество и продуктивность когнитивных процессов, выполняют активизирующую, интегрирующую и регулирующую функции. Когнитивные процессы реализуют функции отражения и активизации психических состояний. Прослеживается тенденция рассматривать влияния состояний на процессы как более значимые: состояния "подчиняют", "организуют" когнитивные процессы, последние в основном "вызывают" психические состояния и "протекают" на их фоне.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Еще по теме:

Психологическая служба в дошкольном учреждении
Под психологическим сопровождением понимают метод обеспечивающий создание условий, для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Функционирование службы сопровождения осуществляется на основ ...

Подростковый возраст и его психологическое содержание
Подростковый возраст составляет особый этап развития в личности ребенка. В подростковой возрасте на базе качественного изменения всей психической жизни ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе прежде в ...

Содержание и методы выявления роли психологического сопровождения беременных женщин в формировании отношений
Особый интерес для психолога представляет исследование семьи, ожидающей ребенка. Нередко ожидание рождения ребенка является источником психической травмы для членов семьи. После рождения ребенка меняется состав семейных отношений, происхо ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru