Анализ отношений психических состояний и когнитивных процессов как самостоятельных категорий психических явлений

Материалы » Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов » Анализ отношений психических состояний и когнитивных процессов как самостоятельных категорий психических явлений

Страница 3

2. Высшие когнитивные психические функции в значительной степени осознанны и подчиняются наиболее совершенной форме контроля — произвольному контролю. Эмоциональные явления менее осознаны и хуже управляемы.

3. Эмоциональные состояния характеризуются знаком и модальностью, для когнитивной сферы качественно специфичны другие явления, например, ощущение цвета.

4. Эмоциональные состояния тесно связаны с потребностно-мотивационными процессами, являясь их "внутренними зеркалами". Когнитивные процессы меньше определяются потребностями, за исключением гностических потребностей, являются, прежде всего, "механизмами познания".

5. Эмоциональные состояния тесно связаны с различными физиологическими процессами (вегетативными, гормональными и др.), когнитивные процессы — в меньшей степени, при этом они взаимодействуют с работой физиологических систем иным образом.

6. Эмоциональные явления входят как обязательный компонент в структуру личности. Когнитивные процессы в меньшей степени определяют структуру личности: их частные нарушения совместимы с сохранностью личности как таковой.

Таким образом, теоретические представления различных авторов показывают, что психические состояния и когнитивные процессы обладают специфическими характеристиками и тем самым являются относительно самостоятельными классами психических явлений.

Наряду с проблемой специфичности данных психических явлений, не менее важной является проблема их единства. Во времена "когнитивной революции" эмоциональные состояния рассматривались лишь как факторы, являющиеся источником ошибки и подлежащие контролю при проведении экспериментов. В конце прошлого века эмоции стали возвращаться в исследования познавательных процессов, например, X. Томэ высказывает мысль о насыщенности когнитивных репрезентаций (в число которых он включает восприятия и представления) эмоциональными переживаниями [цит. по 8].

В настоящее время все больше ученых акцентируют внимание на тесной взаимосвязи двух категорий. Разрабатываются модели показывающие, что итоговая оценка ситуации является результатом сложного взаимодействия когнитивных процессов и эмоциональных состояний [192]. Обнаружен эффект "эмоционального обрамления процессов принятия решения", согласно которому состояния (сожаление, раздражение, удовлетворение и др.) обусловлены "рамочными эффектами", поскольку зависят от того, будет ли воспринят результат в форме выигрыша или потери [72].

По мнению В. Д. Шадрикова, разделение процессов и состояний соответствует глобально-аналитическому этапу изучения психики. На основе системного подхода необходимо переходить к синтезу накопленных знаний [180]. В своей концепции внутреннего мира человека автор уделяет ведущее место эмоциональным состояниям. Касаясь вопроса о взаимоотношениях когнитивных процессов и состояний, автор пишет, что эмоциональные состояния определяют результативную сторону психических процессов. Они не только активизируют когнитивные процессы, но и создают их эмоциональный фон, эмоциональную окрашенность. Поэтому при характеристике когнитивных процессов можно говорить об эмоциональном восприятии, эмоциональной памяти, эмоциональном мышлении. Однако, по словам автора, данный аспект психических процессов разработан недостаточно.

Идею о том, что эмоциональная и познавательная сферы психики неразрывно связаны и должны исследоваться в единстве, впервые в отечественной психологии сформулировали С. Л. Рубинштейн и Л. С. Выготский.

Вопрос "единства интеллекта и аффекта" рассматривался Л. С. Выготским как центральный в теории психического развития ребенка. Это единство обнаруживается в динамической взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики на всех этапах психического развития. Способ решения этого "жизненно важного" вопроса лежит в том, чтобы рассматривать аффективную и интеллектуальную сферы как единую динамическую смысловую систему [35, с.20]. Эти идеи получили дальнейшее развитие в экспериментальных работах О. К. Тихомирова и его учеников.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Мышление и творчество
Потенциальные возможности человеческого мозга - область почти не изученная. Лишь по отдельным взлетам, вспышкам творческого гения мы можем догадываться, на что способен человек. До сих пор большинство людей используют свой мозг варварски, ...

Теоретические модели ПТСР
В результате многолетних исследований разработаны несколько теоретических моделей, среди которых можно выделить: психодинамический, когнитивный, психосоциальный и психобиологический подходы и разработанную в последние годы мультифакторную ...

Младший школьный возраст как сенситивный период для формирования художественно-эстетического вкуса
В этом параграфе предметом рассмотрения станут те возрастные особенности, которые присущи младшему школьнику и которые следует учитывать при его формировании его художественно-эстетического вкуса. Эстетическое развитие личности начинаетс ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru