Исследование внутригрупповых отношений

Материалы » Личностные особенности студентов с разным социометрическим статусом » Исследование внутригрупповых отношений

Страница 1

В данной работе мы исследовали влияние черт личности на её социометрический статус в группе, рассмотрели особенности внутригрупповых отношений в теоретическом аспекте. Так же, мы рассмотрим метод социоматриц Я. Морено, поскольку этот метод будет использован в эмпирической части работы при изучении связи черт личности и внутригруппового статуса.

Теории лидерства Существуют психологические теории, которые объясняют феномен лидерства. В особенности нас интересуют теории, которые подходят к данной проблеме с позиции выявления специфических черт, влияющих на формирование лидерских качеств личности. Поскольку в данной работе мы изучали влияние черт личности на её внутригрупповой статус, мы опишем здесь суть данного класса теорий.

В XX веке известные представители "героической" теории черт (Т. Карлайл, Е. Дженнингс, Дж. Дауд и др.) пытались изучать качества, "передающиеся по наследству" и "способствующие завлечению масс". Затем, вслед за "героической", уже "теория черт" попыталась дать ответ на вопрос, какими свойствами должен обладать лидер как особый субъект деятельности. Ее сторонники (Л. Бернард, В. Бинхам, О. Тэд, С. Килбоурн и др.) считали, что лидером человека делают определенные психологические качества и свойства ("черты"). Лидер рассматривался ими через призму ряда факторов, Во-первых, к таким факторам относились его "способности" — умственные, вербальные и т. д. Во-вторых, "достижения" — образование и физическое развитие. В-третьих, "ответственность" — зависимость, инициатива, упорство, желание и т. д. В-четвертых, "участие" — активность, кооперация и т. д. В-пятых, "статус" — социально-экономическое положение, популярность. В-шестых, важными признавались "ситуативные черты" личности.

Выделим основные качества, которые сторонники этой теории считали необходимыми для лидера:

сильное стремление к ответственности и завершению дела;

энергия и упорство в достижении цели, рискованность и оригинальность в решении проблем;

инициативность;

самоуверенность;

способность влиять на поведение окружающих, структурировать социальные взаимоотношения;

желание принять на себя все последствия действий и решений;

способность противостоять фрустрации и распаду группы.

Обратим внимание на результаты, которые принесло комплексное исследование лидерского поведения, проведенное в прикладных целях по заказу госдепартамента США в 1979 году. Оно показало, что наиболее важные черты современного политического лидера — это неформализованные организаторские навыки, избегание бюрократических подходов, терпимость к фрустрации, прямота суждений, способность выслушать чужое мнение, энергичность, ресурс роста и юмор. Согласимся, что годы идут, а качества, приписываемые лидеру, остаются неизменными. При этом интеллектуальные способности до сих пор не считаются обязательными для лидера. [25]

Кроме того, вызывает интерес изучение того, каким образом черты личности влияют на то, каким образом выстраиваются её взаимоотношения с группой. В рамках этого направления работали Р. Стогдилл в 1948 г. и Р. Манн в 1959 г, которые обобщили выделенные психологами качества личности и разделили их на группы:

Интеллектуальные способности.

Уверенность в себе.

Профессиональные знания.

Активность, энергичность, инициативность.

Господство или преобладание над другими (фактор E в тесте Кеттелла).

Исследования других ученых показывали, что не все люди с выделенными качествами становились лидерами. У. Беннис изучил 90 успешных лидеров и выявил у них следующих общие характеристики:

Управление вниманием людей, то есть умение представить в привлекательном виде цель деятельности.

Управление значением, то есть способность доносить до людей значение цели таким образом, чтобы она была принята.

Способность вызывать доверие окружающих.

Самоанализ, понимание своих сильных и слабых сторон, умение компенсировать свои слабые стороны усилиями других людей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Групповые методы работы с застенчивыми детьми
Групповой метод работы с застенчивыми детьми - лучший способ добиться желаемого результата. Он позволяет смоделировать различные ситуации, связанные с контактом с другими людьми, с возможностью проявить себя на публике, в относительно без ...

Виды речевых нарушений
¶ Фонетическое недоразвитие. ¶ Фонетико – фонематическое недоразвитие ¶ Общее недоразвитие речи (у дошкольников). ¶ Нерезко выраженное общее недоразвитие речи. При разрешении данной проблемы исследователи выделяют разные аспекты: Так ...

Проблема самоактуализации личности в гуманистической психологии
Гуманистическая психология сформировалась как течение в начале 60-х годов ХХ века, противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией живот ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru