Анализ отношений психических состояний и когнитивных процессов как самостоятельных категорий психических явлений
Замечания по поводу условности разделения состояний и процессов можно встретить и в зарубежной литературе. Например, Р. Лазарус отмечает, что состояние в качестве преходящей реакции тождественно процессу, поскольку оба явления аппелируют к тому, что происходит в данной ситуации и как она меняется. Согласно общепринятому определению процесс означает изменение, однако и состояние, изменяясь во времени, становится процессом. Состояние тревоги приходит и уходит вместе с обстоятельствами, различаясь по глубине и другим характеристикам [191, р.287].
Вопрос специфичности категорий процесс и состояние в той или иной мере затрагивался многими отечественными исследователями. Так, В. Н. Мясищев считал различия между этими категориями существенными, как с эмпирической, так и с логической точки зрения. Под процессом он понимал последовательность изменений психической деятельности при взаимодействии человека с миром, под состоянием - "общий функциональный уровень, на фоне которого развивается процесс" [101, с. 16].
Касаясь вопроса об основных сторонах психической жизни, которыми являются процессы, состояния, свойства и отношения, В. Н. Мясищев подчеркивал, что ведущее положение здесь занимает личность, поскольку её свойства обнаруживаются во всех психических явлениях. Центральным понятием во взаимоотношениях психических процессов и состояний автор считал отношение, которое является потенциалом психической реакции в связи с каким-либо процессом, предметом или фактом действительности: "Процесс деятельности всегда развивается на определенном функционально- динамическом фоне состояния и по уровню своей активности определяется отношением к объекту как к задаче или цели деятельности" [там же, с. 17]. В. Н. Мясищев также подчеркивал принципиальное различие церебральных основ психических процессов и состояний, поскольку последние являются общим условием функциональной динамики.
Основоположник теории установки Д. Н. Узнадзе подчеркивал, что эмоциональные состояния и познавательные процессы обладают несводимыми друг к другу психическими содержаниями. Для познавательных процессов характерно объективное и максимально расчлененное отражение окружающей действительности. Эмоциональные состояния, напротив, имеют диффузный, целостный характер, представляя собой состояние субъекта. Они способствуют ясному отражению объективной ситуации и концентрации на ней сознания [160].
С. Л. Рубинштейн по данному вопросу отмечает, что эмоциональные состояния характеризуются несколькими феноменологическими признаками: во-первых, в отличие от когнитивных процессов они выражают модификации внутреннего состояния субъекта и его отношение к объекту; во-вторых, отличаются полярностью [138].
В. А. Ганзен, считает категории процесс и состояние противоположными, разграничивая их по признаку динамичности. Актуальное психическое состояние, по мнению автора, характеризуется совокупностью значений параметров одновременно протекающих процессов и является для них фоном.
Между двумя категориями существуют сложные диалектические взаимосвязи: психические процессы в определенных условиях могут рассматриваться как состояния. Однако процессы преимущественно выполняют функцию отражения, а состояния — функцию регулирования [40].
По мнению А. О. Прохорова, автономность категорий процессы и состояния заключается во временном аспекте, а также в обусловливании процессов психическими состояниями, которые задают диапазон их изменений, особенности развертывания и способа организации [124].
В рамках нейропсихологического подхода Е. Д. Хомская суммировала основные различия эмоциональных состояний и когнитивных процессов, как высших психических функций [174].
1. Высшие когнитивные психические функции — это различные виды психической деятельности, направленные на решение тех или иных психологических задач, т. е. на получение определенного результата. Эмоциональные состояния инициируют и сопровождают решение когнитивных задач, отражая успешность или неуспешность их осуществления по отношению к той или другой потребности. Их "назначение" - регуляция и оценка действий и ситуаций.
Еще по теме:
Застенчивость у подростков
Второй период повышенной застенчивости у детей приходится на подростковый возраст [25, c.217]. Изменение социально-экономической ситуации в обществе, изменение ценностных ориентаций людей привело к искажению восприятия застенчивого челове ...
Ролевые позиции тренера
Анализ литературы, посвященной проблеме мастерства тренера по футболу, позволяет выделить основные ролевые позиции, определяющие педагогические закономерности в его деятельности.
Tpенеp — теоретик и практик. А. С Макаренко говорил, что у ...
Подходы к изучению сознания в психологии
Понятие сознания в разных гуманитарных науках имеет различный смысл. В социологии антонимом сознательности выступает стихийность, а в философском плане сознание – форма отражения бытия» [37, с.4] В данном случае речь идёт о «представленно ...