Анализ отношений психических состояний и когнитивных процессов как самостоятельных категорий психических явлений

Материалы » Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов » Анализ отношений психических состояний и когнитивных процессов как самостоятельных категорий психических явлений

Страница 1

С философских позиций вопрос о соотношении понятий процесс и состояние проанализирован А. Л. Симановым. В онтологическом плане любое состояние подвержено процессам изменения, в свою очередь, любой процесс проявляется в текущем времени через состояние. Таким образом, понятия состояние и процесс являются противоположными и диалектически связанными друг с другом [146].

Применительно к психологии проблема отношений процессов и состояний включает в себя вопрос их специфичности [174]. Критерием разделения двух категорий чаще всего выступает временной план, состояния рассматриваются как более устойчивые образования, при этом процессы сохраняют в данном отрезке времени определенный диапазон изменений [40; 124].

Данные представления обусловлены традиционной классификацией психических явлений по степени их динамичности: психические процессы, состояния и свойства. Как отмечает Л. В. Куликов, психические явления рассматриваются здесь в порядке снижения динамичности, скорости протекания и ситуативной обусловленности, одновременно от процессов к состояниям увеличивается стабильность и внутренняя обусловленность явлений. Психические состояния, занимая промежуточное положение по признаку динамичности, выполняют в целостной психике функцию опосредования [81, с.9].

В словаре по общей психологии понятие "психический процесс" раскрывается как условное обозначение динамической характеристики

психики, а понятие "психическое состояние" — как условное выделение в психике человека относительно статического момента [112].

В. Н. Дружинин замечает по этому поводу, что понятие "состояние" в естественных науках представляет собой мгновенную характеристику объекта, наиболее общее и неопределимое понятие. Множество изменений состояний во времени обозначается как "процесс". В психологии же "состоянием" называют некоторую внутреннюю характеристику психики человека, относительно неизменную составляющую психического процесса, при этом состояние проходит вместе с породившим его процессом. Автор указывает на парадоксальность данной ситуации [55, с.7].

Следует отметить, что понимание психических состояний как целостной характеристики является наиболее распространенным в психологической литературе и связано с подходом Н. Д. Левитова. По мнению исследователя, психическое состояние — "это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности" [82, с. 18]. Существенной стороной данного определения является то, что психическое состояние рассматривается как временная характеристика функционирования психики, которая зависит от особенностей протекания психических процессов. Близкие по сути определения можно найти у других авторов [39, 40, 87, 106, 176]. Отсюда, по-видимому, возникает расхождение в понимании отношения состояний и процессов в естественных науках и психологии.

Другой исследователь Е. П. Ильин указывает, что при изучении взаимосвязи между процессами и состояниями следует учитывать, что само состояние является процессом как последовательность когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, актуализирующихся под воздействием той или иной ситуации. В целом необходимо учитывать условность разделения психических явлений на процессы, состояния и свойства, поскольку это приводит к парадоксальной ситуации, когда "состояние — это остановившийся (но не исчезнувший!) на некоторое время процесс, а свойство — застывшее состояние" [68, с.32].

Автор отмечает, что сама категория "процесс" бессодержательна и повисает в воздухе. Вместо этого следует употреблять более точные категории "психические функции" и "психические познавательные действия". В частности, он отмечает: " .если состояния это совокупность психических процессов, то могут ли процессы влиять на самих себя? Очевидно, что состояния влияют на психические процессы только в том случае, если под этими процессами понимают познавательные действия. Следовательно, речь должна идти о зависимости эффективности проявления психических функций от состояний" [там же, с.35]. Тем самым, по мнению автора, основной целью экспериментальных исследований должно являться изучение влияния психических состояний на эффективность проявления когнитивных функций.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Как происходит распределение ролей
Ролью в конфликте называется совокупность действий каждого отдельного участника конфликта, совершаемых в определенной последовательности. Процесс распределения ролей идет параллельно с процессом поляризации мнений. Эти процессы взаимообус ...

Особенности продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте
К продуктивным видам деятельности относят: изобразительную деятельность и конструирование. В исследованиях детского рисунка В. Штерн отмечал – рисунок ребенка не изображение конкретно воспринимаемого предмета, ребенок изображает то, что ...

Выводы
Итак, делая вывод из данной работы можно сказать, что внимание является своеобразной призмой, через которую педагог устанавливает учебно-воспитательную связь с ребенком. Однако, следует помнить, что внимание это динамический познавательны ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru