Анализ отношений психических состояний и когнитивных процессов как самостоятельных категорий психических явлений

Материалы » Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов » Анализ отношений психических состояний и когнитивных процессов как самостоятельных категорий психических явлений

Страница 1

С философских позиций вопрос о соотношении понятий процесс и состояние проанализирован А. Л. Симановым. В онтологическом плане любое состояние подвержено процессам изменения, в свою очередь, любой процесс проявляется в текущем времени через состояние. Таким образом, понятия состояние и процесс являются противоположными и диалектически связанными друг с другом [146].

Применительно к психологии проблема отношений процессов и состояний включает в себя вопрос их специфичности [174]. Критерием разделения двух категорий чаще всего выступает временной план, состояния рассматриваются как более устойчивые образования, при этом процессы сохраняют в данном отрезке времени определенный диапазон изменений [40; 124].

Данные представления обусловлены традиционной классификацией психических явлений по степени их динамичности: психические процессы, состояния и свойства. Как отмечает Л. В. Куликов, психические явления рассматриваются здесь в порядке снижения динамичности, скорости протекания и ситуативной обусловленности, одновременно от процессов к состояниям увеличивается стабильность и внутренняя обусловленность явлений. Психические состояния, занимая промежуточное положение по признаку динамичности, выполняют в целостной психике функцию опосредования [81, с.9].

В словаре по общей психологии понятие "психический процесс" раскрывается как условное обозначение динамической характеристики

психики, а понятие "психическое состояние" — как условное выделение в психике человека относительно статического момента [112].

В. Н. Дружинин замечает по этому поводу, что понятие "состояние" в естественных науках представляет собой мгновенную характеристику объекта, наиболее общее и неопределимое понятие. Множество изменений состояний во времени обозначается как "процесс". В психологии же "состоянием" называют некоторую внутреннюю характеристику психики человека, относительно неизменную составляющую психического процесса, при этом состояние проходит вместе с породившим его процессом. Автор указывает на парадоксальность данной ситуации [55, с.7].

Следует отметить, что понимание психических состояний как целостной характеристики является наиболее распространенным в психологической литературе и связано с подходом Н. Д. Левитова. По мнению исследователя, психическое состояние — "это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности" [82, с. 18]. Существенной стороной данного определения является то, что психическое состояние рассматривается как временная характеристика функционирования психики, которая зависит от особенностей протекания психических процессов. Близкие по сути определения можно найти у других авторов [39, 40, 87, 106, 176]. Отсюда, по-видимому, возникает расхождение в понимании отношения состояний и процессов в естественных науках и психологии.

Другой исследователь Е. П. Ильин указывает, что при изучении взаимосвязи между процессами и состояниями следует учитывать, что само состояние является процессом как последовательность когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, актуализирующихся под воздействием той или иной ситуации. В целом необходимо учитывать условность разделения психических явлений на процессы, состояния и свойства, поскольку это приводит к парадоксальной ситуации, когда "состояние — это остановившийся (но не исчезнувший!) на некоторое время процесс, а свойство — застывшее состояние" [68, с.32].

Автор отмечает, что сама категория "процесс" бессодержательна и повисает в воздухе. Вместо этого следует употреблять более точные категории "психические функции" и "психические познавательные действия". В частности, он отмечает: " .если состояния это совокупность психических процессов, то могут ли процессы влиять на самих себя? Очевидно, что состояния влияют на психические процессы только в том случае, если под этими процессами понимают познавательные действия. Следовательно, речь должна идти о зависимости эффективности проявления психических функций от состояний" [там же, с.35]. Тем самым, по мнению автора, основной целью экспериментальных исследований должно являться изучение влияния психических состояний на эффективность проявления когнитивных функций.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Младенчество
Социальная ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого содержит в себе противоречие: ребенок максимально нуждается во взрослом и, в то же время, не имеет специфических средств воздействия на него. Это противоречие решается на протя ...

Толерантность в отношении национальных меньшинств
XXI век характеризуется все большим нарастанием глобализационных тенденций, и уже не осталось ни одной значимой сферы общественной деятельности, где бы эти тенденции не проявлялись. Рост числа актов открытой нетерпимости по всему миру, св ...

Мышление и творчество
Потенциальные возможности человеческого мозга - область почти не изученная. Лишь по отдельным взлетам, вспышкам творческого гения мы можем догадываться, на что способен человек. До сих пор большинство людей используют свой мозг варварски, ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru