Основные достижения и закономерности психического развития младенца

Материалы » Предмет и задачи детской психологии » Основные достижения и закономерности психического развития младенца

Страница 1

Первую половину года можно назвать периодом эмоционального общения ребенка с взрослым. Первое полугодие жизни - совершенно уникальный период в жизни и ребенка, и взрослого. Это отношение является положительным и бескорыстным. В первом полугодии младенец еще не различает положительных и отрицательных воздействий взрослого: на все его слова и интонации (даже гневные и грубые) ребенок отвечает яркими положительными эмоциями. Главная коммуникативная потребность в этом возрасте — это потребность во внимании взрослого. Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности — непосредственного эмоционального общения ребенка и матери По мнению Д.Б.

Эльконина

специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что предмет этой деятельности - другой человек. Но если предмет деятельности — другой человек, то эта деятельность — суть общения. Важно не то, что делают люди друг с другом, подчеркивал Д.Б. Эльконин

, а то, что предметом деятельности становится другой человек. Общение этого типа в младенческом возрасте очень ярко выражено. Со стороны взрослого ребенок становится предметом деятельности. Со стороны ребенка можно наблюдать возникновение первых форм воздействия на взрослого. Так, очень скоро голосовые реакции ребенка приобретают характер эмоционально активного призыва, хныкание превращается в поведенческий акт, направленный на взрослого человека. Это еще не речь в собственном смысле слова, пока это лишь только эмоционально-выразительные реакции. Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья. Э. Эриксон отмечал, что события первого года жизни формируют у ребенка «основу доверия» или недоверия в отношении внешнего мира. Эмоциональное развитие ребенка начинается с появления гастрических эмоций, которые могут быть названы физиологическими эмоциями. Это эмоции связанные с удовлетворением или неудовлетворением витальных потребностей и являются абсолютно бессознательными. Это, как правило, врожденная пластичность мимики. Улыбка как социальный жест возникает в конце 1го месяца жизни. на появление матери, звук ее голоса. М.И. Лисина утверждает, что первая улыбка является не только выражением удовольствия, но и инструментом налаживания контактов ребенка с окружающим миром. После первого месяца жизни к социальной улыбке добавляется мимика, жестикуляция, вокализации, которые к 3му месяцу жизни все эти составляющие производятся ребенком в комплексе оживления. Комплекс

- оживленияэто картина радостного поведения младенца. Этот термин был введен в 20е годы Н.Щеловановым и включает 4 основных компонента

: 1)

замирание и длительное сосредоточение

– долгий, пристальный взгляд на взрослого; 2) улыбку

, выражавшую радостные эмоции ребенка; 3. двигательное оживление

– движение головы, вскидывание рук и ножек, пригибание спинки и пр. 4. вокализация

– вскрики, гуканье, гуление. С.Н. Мещярикова выделила динамику комплекса оживления: 1 этап

– появление отдельных компонентов замирания, сосредоточения, улыбки, гуление, которые появляются в ответ на любого человека; 2 этап

– все эти отдельные реакции оформляются в отдельную систему, которая и называется комплексом оживления; 3 этап – комплекс оживления становиться привычной формой проявления любых положительных эмоциональных переживаний. Комплекс оживления

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru