Коррекционно-развивающая программа «Я и мир вокруг меня: путь к взаимопониманию»

Материалы » Процесс оптимизации социальной адаптации посредством игровой деятельности » Коррекционно-развивающая программа «Я и мир вокруг меня: путь к взаимопониманию»

Страница 2

При реализации данной программы требовалось творческое применение всего материала. Отношение к детям в образовательном учреждении должно было быть эмоционально насыщенным, доброжелательным, направленным на пробуждение у детей стремления к социальной активности. Каждое занятие давало ребенку радость, веру в свои силы. У детей происходило формирование чувства безопасности, защищенности и доверительного отношения к окружающему миру. Результатом не соблюдения указанных выше требований становилось возникновение страха и агрессии, что сводило к минимуму все позитивные изменения.

Более полное раскрытие программы возможно через детальную характеристику ее основных разделов. Содержанием первого раздела «Я и друзья» является социальные, межличностные отношения ребенка. Оптимизация общения ребенка в данной сфере предполагает расширение круга общения, обогащение содержания общения. В понятие «друзья» включаются сверстники дошкольника с ЗПР и, главным образом, нормально развивающиеся сверстники, взаимодействие с которыми может носить либо спонтанный (игры на детской площадке), либо организованный (совместные праздники, занятия…) характер. Оба варианта общения в равной степени показательны, взаимосвязаны и перспективнее. Приоритетными направлениями работы можно назвать развитие сотрудничества ребенка, воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности, формирование чувства защищенности, безопасности, а на их основе заинтересованности и активности в установлении социальных контактов. Однако, работа должна проводиться и проводилась не только с детьми, имеющими ЗПР, но и с нормально развивающимися дошкольниками быть может в большей степени. С данной категорией детей содержанием занятий было прежде всего снятие негативного, напряженного, заимствованного от родителей отношения к проблемным детям, расширение диапазона знаний об их проблемах и формирование понимания и принятия особенностей других. При различиях в содержании формы работы во многом сходы. Это беседа, как индивидуальная, так и групповая, использовавшаяся и в диагностических, и в профилактических, и в коррекционных целях; чтение литературных произведений, их совместный анализ или драматизация. Главным образом, специальные занятия, основанные исключительно на четко построенной и имеющей ярко выраженную направленность системе игр. Во втором разделе «Я и семья» основной акцент делается на воспитательно-образовательном воздействии, как одной из составляющих социальной ситуации развития. Под «семьей» подразумевается все взрослое окружение ребенка: родители, родственники, воспитатели.

Объединены они по схожести и значимости социализирующего влияния на ребенка с ЗПР, т.к. все они являются первичным образцом мира социальных ролей и отношений, посредниками между ребенком и социумом. Изначально работа была направлена на формирование принятия и доброжелательного отношения к детям взрослых, без чего помощь старших в овладении социальными нормами будет невозможной. В рамках данного направления целесообразна работа по расширению диапазона дефектологических знаний взрослых и изменению стереотипного, крайне негативного отношения к нетипичности оформившегося в современном обществе. Более того, преследовалась цель формирования сотрудничества ребенка со взрослым, где в основе лежит эмоциональный контакт, который является центральным звеном становления у ребенка мотивационной сферы. Переход ребенка от непосредственного восприятия к подлинному интересу становится основой для деловой формы общения, а затем и для подлинного сотрудничества с другими людьми. Реализация и достижение намеченных целей и результатом возможна через следующие формы взаимодействия с родителями: коллективные; индивидуальные; формы наглядно-информационного обеспечения. Именно так организовывалась просветительско-разъяснительная работа; оказание психолого-педагогической поддержки, т.е. консультирование по заявкам родителей, помощь в проблемных ситуациях, пропаганда психолого-педагогических и специальных знаний, обучение методам и приемам оказания коррекционно-педагогической помощи детям через совместные детско-родительские игровые занятия. Конкретными формами воплощения этих направлений являются групповые родительские собрания, «круглые столы», встречи по типу литературных истинных, проведение детских праздников, информационные стенды и тематические выставки, открытые занятия и т.д. (см. приложение 4).

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Методы психологического обеспечения
Исходя из анализа теоретических и практических работ в области психологии спорта психологическое обеспечение подготовки спортсменов определяется как систему мероприятий, направленных на мобилизацию резервов психики спортсменов, обеспечива ...

Совокупность жестов
телодвижение жестикуляция невербальный интуиция Одной из наиболее серьезных ошибок, которую могут допустить новички в деле изучения языка тела, является стремление выделить один жест и рассматривать его изолированно от других жестов и об ...

Особенности учебной деятельности социально и педагогически запущенных детей
Социально и педагогически запущенные школьники характеризуются следующими особенностями учебной деятельности. 1. Неуспешность, затрудненность учебы, низкий уровень обучаемости, связанные с небалансированным развитием индивидуально-психич ...

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru