Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Материалы » Характеристика особенностей формирования грамматических конструкций речи у детей с общим недоразвитием речи » Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Страница 1

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: словаря, грамматического строя, звукопроизношения, связной речи.

Дети с третьим уровнем ОНР пользуются развёрнутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико – фонематические и лексико – грамматические недостатки. Наиболее отчётливо они проявляются в различных видах монологической речи (описание, пересказ, рассказ).

Различные авторы (О.Е. Грибова, Бессонова Т.П. [11], Микляева Н.В. [27], Л.Б. Халилова, Л.Н. Ефименкова, С.Н. Шаховская [43]) в рамках психолингвистического подхода в качестве основного дефекта детей с ОНР называют дефицитарность языковой способности. Нарушение функционирования языковой способности у детей с ОНР проявляется в виде:

- пониженной речевой активности (Белова-Давид Р.А., Б.М. Гриншпун, [3]);

- пониженного внимания к речевому окружению и недостаточно активной наблюдательности (Н.С. Жукова, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б [13]);

- замедленной выработки и патологической инертности речевых стереотипов, плохой переключаемости или напротив, быстром угасании возникших следов в памяти (Г.В. Гуровец, В. И. Лубовский, И.К. Самойлова [цит. по 27]);

- трудности актуализации даже хорошо знакомых слов (Н.С. Жукова[13], Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева [13]), не осуществляется перенос усвоенной грамматической формы на другие слова (О.Е. Грибова[11], С.Н. Шаховская [43]);

- в речевой беспомощности в новых ситуациях и хаотичных действиях при решении вербальных задач (Н.С. Жукова[13]);

- в нарушении программирования высказывания на всех стадиях его психолингвистического порождения, несформированности динамического стереотипа (Т.Д. Барменкова, В.К. Воробьева, Г.С. Гуменная [цит. по 27]);

- недостаточная способность к моделированию, замещению и символизации (Л.Н. Ефименкова, В.В. Юртайкин [цит. по 27]).

По мнению С.Н. Шаховской [43], «общее недоразвитие речи - многомодальное нарушение, проявляющееся на всех уровнях организации языка и речи». Т.Б. Филичева [13] отмечает, что у детей с ОНР недостаточно сформированы языковые средства, заметно задерживается формирование коммуникативной и обобщающей функции речи.

В.К. Воробьева [цит. по 27] считает, что дети с ОНР, уже овладев элементарной бытовой фразой, тем не менее, испытывают значительные трудности при объединении нескольких предложений в единое связное высказывание, поскольку у таких детей нет навыка самостоятельного речевого общения.

Скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения и формообразования, трудности развития связного речевого высказывания затрудняют формирование основных функций речи – коммуникативной, познавательной, регулирующей и обобщающей.

Изучение связной речи детей седьмого года жизни с ОHP третьей степени выявило: лишь немногие из них способны самостоятельно построить текст; большинству требуются вопросы-подсказки; рассказы отличаются непоследовательностью, отсутствием оценочных суждений, завершающих описание. Как правило, рассказы бессвязны, в качестве средств межфразовой связи нередко используются повторы и местоимения. Налицо проблемы с грамматическим оформлением предложений, образные средства в них единичны либо вовсе отсутствуют. Речевая продукция большинства из них бедна по своему содержанию и весьма несовершенна по структуре. Элементарные синтаксические конструкции недостаточно информативны, они неточны, не всегда логичны и последовательны, а содержащаяся в них главная мысль порой не соответствует заданной теме. Таким образом, характеризуя связную речь детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, необходимо отметить, что у детей отмечаются нарушения композиции и синтаксической структуры повествования, пропуск смысловых звеньев, отсутствие в речи либо ошибки в построении сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их грамматическом оформлении. Отмечаются трудности программирования речевого высказывания на всех стадиях его психолингвистического порождения.

В целом в речи этих детей наблюдаются замены слов, близких по значению, отдельные аграмматичные фразы, искажения звукослоговой структуры некоторых слов, недостатки произношения наиболее сложных по артикуляции звуков. Дети, находящиеся на третьем уровне речевого развития, используют в речи в основном простые предложения. При употреблении сложных предложений, выражающих временные, пространственные, причинно-следственные отношения, появляются выраженные нарушения. Характерными для этого уровня являются и нарушения словоизменения. В речи детей наблюдается еще большое количество ошибок на согласование, управление. Наиболее распространенными являются следующие ошибки: неправильное употребление некоторых форм существительных множественного числа («стулы», «браты», «уша»), смешение окончаний существительных мужского и женского рода в косвенных падежах («висит ореха»), замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже окончанием существительных женского рода (копыто — «копыта», корыто — «корыта», зеркало — «зеркалы»), склонение имен существительных среднего рода как существительных женского рода («пасет стаду», «зашиб копыту»), неправильные падежные окончания слов женского рода с основой на мягкий согласный («солит сольи», «нет мебеля»), ошибочные ударения в слове, нарушение дифференциации вида глаголов («сели, пока не перестал дождь»), ошибки в беспредложном и предложном управлении («пьет вода», «кладет дров»), неправильное согласование существительного и прилагательного, особенно в среднем роде (« небо синяя»,«солнце огненная »). Иногда встречается и неправильное согласование глаголов с существительными («мальчик рисуют»).

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Формирование ценностей в подростковом возрасте
подросток психологический ценностный Подростковый возраст является критическим с точки зрения формирования личности. На его протяжении последовательно формируется ряд сложных механизмов, знаменующих переход от внешней детерминации жизни ...

Работа социального педагога с семьей во время и после развода
Социальный педагог проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей. Социальный педагог стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и уст ...

Проблема школьной тревожности в психологии
Тревожность как психическое свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее содержании, источниках, формах проявления и компенсации. Для каждого возраста существуют определенные области действительности, которые ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru