Развитие речи в онтогенезе

Материалы » Взаимодействие и взаимовлияние речи и мышления » Развитие речи в онтогенезе

Страница 1

Давно уже доказано, что ребенок способен освоить речь, только если находится в социуме, только если подхватит общечеловеческую эстафету языка. В истории достаточно примером, когда дети, выросшие среди животных, осваивали сигнальную систему (язык) зверей, то человеческой речью не владели. Более того, если контакт такого ребенка с людьми происходил в возрасте 6 лет, то вероятность овладевания речью была примерно 50%, если же после 12 лет, то возможность овладеть речью уже утеряна навсегда. Это позволяет предположить, что те генетически обусловленные механизмы, существующие в психике ребенка должны быть активированы внешней (социальной) средой на определенном этапе его развития.

Чем богаче наша мысль, чем более слов нужно нам, тем сложнее построение речи. В нижеприведенной таблице (табл.2) представлена информация о примерном соотношении возраста ребенка и его словарного запаса.

Таблица 2

Возраст

Запас слов

1 год 3 месяца

21 слов

1 год 6 месяцев

60 слов

1 год 9 месяцев

167 слов

2 года

334 слов

2 года 3 месяца

500 слов

2 года 6 месяцев

639 слов

2 года 9 месяцев

800 слов

3 года

1089 слов

Конечно же данные в таблице приведены примерно и лишь описывают динамику, потому что реальные значения зависят от многих факторов и в первую очередь от того, сколько времени родители и другие взрослые уделяют общению с ребенком, а также важно отметить, что именно в раннем возрасте пассивный словарь ребенка сильно превышает активные, то есть ребенок в этом возрасте похож на иностранца, мало учившим чужой язык – понимать он способен гораздо больше, чем сказать.

Также важно отметить, что первоначально дети пользуются лишь именами существительными для выражения своих мыслей и желаний, а затем начинают пользоваться глаголами, позже именами прилагательными и т. д. В таблице 3 приведены некоторые данные (по W. Stern'y) о развитии частей речи у детей.

Таблица 3

Годы

Имена сущ.

Глаголы

Др. части речи

1 год 3 месяца

100%

-

-

1 год 8 месяцев

87%

23%

-

1 год 11 месяцев

53%

23%

24%

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Влияние психологических особенностей личности на адаптацию
Различают четыре типа деятельности по преодолению критических ситуаций. Так, в гедонистическом типе игнорируется совершившийся факт. Человек внутренне искажает и отрицает его; он говорит: «Ничего страшного не случилось». Далее человек фор ...

Разнообразие подходов к проблеме возрастной периодизации в психологии
Возрастная периодизация – это процесс деления всего психического развития человека на отдельные периоды и стадии. Л.С Выготский выделяет 3 основные группы возрастной периодизации: 1. Она основывается на биогенетическом законе Гетчинсон ...

Гениальность
Наивысшую ступень развития способностей, проявляющихся в творческой деятельности, результаты которой имеют историческое значение в жизни общества, в развитии науки, литературы, искусства, называют гениальностью. Гениальность отличается от ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru