Психологические особенности дирижёрской деятельности

Материалы » Психологические особенности дирижёрской деятельности

Дирижёрская деятельность – одна из самых сложных среди музыкально – исполнительских профессий. Её структура многокомпонентна, а проявления многогранны. Поэтому дирижёру предъявляются самые высокие профессиональные требования. Одним из важных компонентов, во многом определяющим творческий процесс создания художественного произведения, является целый комплекс психологических механизмов, лежащий в основе общения дирижёра и музыкантов.

Дирижёрская деятельность вызывает у слушателей, а зачастую и у профессиональных музыкантов самые противоречивые суждения. Шарль Мюнш очень выразительно иллюстрирует точку зрения невежественного, но самоуверенного слушателя: «Оркестр чудесный. Но меня удивляет, почему это перед ним всегда торчит дирижёр?!» [1, С.126]. Из того факта, что одно и тоже произведение у разных дирижёров в одном и том же оркестре звучит совершенно по-разному, слушателями, а порой и музыкантами делается вывод, что дирижёрское искусство – это нечто мистическое. В таких случаях отмечают выдающиеся музыкальные и творческие достоинства дирижёра, его умение рационально проводить репетиции, большое творческое воображение и высокую культуру, которая помогает увлечь участников коллектива своей трактовкой, своим пониманием даже заигранных произведений.

Исполнение музыкального произведения коллективом музыкантов требует огромного взаимопонимания и умения подчинить свои действия единой воле дирижёра, отвечающего за конечный результат усилий многих музыкантов.

Воспитание сплочённого музыкального коллектива – это задача, которая встаёт перед многими дирижёрами хоров и оркестров, решение этой задачи помимо чисто музыкальных проблем включает в себя и некоторые психологические, связанные с закономерностями общения людей друг с другом.

Таинственная притягательность дирижёрского искусства заключается в его неординарности, непохожести на другие виды искусства. А главное, в умении дирижёра подчинять, воздействовать на большую массу исполнителей – хор и оркестр.

Помимо большой музыкальной одарённости и специальной дирижёрской подготовки – овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, – не менее важными, а иногда и решающими являются психологические качества дирижёра, умение найти контакт с коллективом музыкантов и выработать с ними систему рабочего творческого общения, наличие волевых и суггестивных (суггестивность – способность внушать, воздействовать, убеждать) качеств, которые в совокупности оправдывают его руководящее положение как у профессиональных музыкантов, так и у публики.

В круг вопросов социальной психологии входят разработка проблемы взаимоотношения руководителя с подчинёнными и специальные вопросы управления коллективом.

Еще по теме:

Аутоагрессия и ее профилактика
Одной из разновидностей агрессивного поведения является аутоагрессия, которая проявляется в демонстративных суицидальных попытках и истинном суициде. А.Н. Абрамов считает, что суицидальное поведение, т.е. весь комплекс мыслей, намерений ...

Учебная деятельность
Ведущим видом деятельности у учащихся начальных классов является учебная деятельность. Учебная деятельность – это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменение старых. Учебная деятельность не даётся человеку ...

Агрессия у животных
Агрессия животных такой же инстинкт, как и все остальные, и в естественном виде, служит для сохранения жизни и вида. Агрессивное поведение животных, это практически тоже самое, что и у человека, то есть – это действие животного, направле ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru