Психологические особенности и качества дирижёрской деятельности

Материалы » Психологические особенности дирижёрской деятельности » Психологические особенности и качества дирижёрской деятельности

Страница 2

К дирижёрам – диктаторам современники относили великого итальянского дирижёра Артуро Тосканини, про которого Игорь Маркевич сказал однажды, что сейчас ни один уважающий себя известный коллектив не стал бы терпеть его постоянные взрывы ярости, оскорбительные реплики, унижения и полное игнорирование существующих повсеместно норм и трудовых положений.

К таким же диктаторам принадлежал и великий немецкий композитор и дирижёр Густав Малер, не допускающий со стороны музыкантов ни малейшего проявления творческой инициативы.

Оркестром и хором можно управлять исходя как из авторитарных, диктаторских принципов, так и демократических, коллегиальных.

Дирижёры демократического склада доверяют хору и оркестру и общаются с музыкантами на равных, допуская сотрудничество и творческую инициативу. Дирижёрами такого плана были Артур Никиш и Вильгельм Фуртвенглер. Наиболее точное решение проблемы содержится в мысли Г. Рождественского, считающего, что «в идеале – оркестр должен быть блестящим собеседником дирижёра». Наиболее яркое исполнение достигается тогда, когда «дирижёр предлагает свою концепцию сочинения, получая взамен большую исполнительскую отдачу, реализацию этой концепции или даже дополнений к ней. Стопроцентная диктатура дирижёра вряд ли даст значительный художественный результат» [4].

Психологические особенности дирижёрской деятельности обусловлены тем, что его «инструментом» является коллектив музыкантов, состоящий из множества личностей, с различным уровнем подготовки, разными характерами и темпераментами и другими психологическими особенностями.

Поэтому важнейшими психологическим качеством, необходимым дирижёру, является умение общаться с людьми, умение налаживать деловые, творческие взаимоотношения с музыкантами и использовать эти умения для осуществления своих художественных намерений. Выдающийся немецкий дирижёр Бруно Вальтер главным в дирижёрском призвании считал умение общаться: «Кто не умеет общаться с людьми, не может влиять на них, – говорил он, – тот не вполне пригоден для этой профессии» [2].

Умение общаться – это правильно ориентироваться во взаимоотношениях с людьми. Но дирижёру нужно не только ориентироваться, ему нужно уметь сформировать творческие взаимоотношения.

Следующим важнейшим качеством дирижёра является его духовный облик и творческий потенциал. Дирижёры с разным темпераментом и творческим почерком, такие, как Густав Малер и Артуро Тосканини, Вильгельм Фуртвенглер и Отто Клемперер, Бруно Вальтер и Шарль Мюнш, Николай Малько и Леопольд Стоковский, Арий Пазовский и Самуил Самосуд, Александр Гаук и Евгений Мравинский, Евгений Светланов и Геннадий Рождественский, – все они достигли высочайших вершин творчества потому, что были не только выдающимися дирижёрами, но представляли собой значительные личности. Дирижёр ещё больше, чем любой исполнитель, должен быть высоко образованной и творчески интересной индивидуальностью, ему всегда нужно иметь «что сказать» и оркестру, и публике. Сила передачи своего творческого замысла зависит от глубины и серьёзности моральных воззрений дирижёра, богатства эмоциональной жизни, широты умственного кругозора, подчёркивали крупнейшие дирижёры Б. Вальтер и В. Фуртвенглер.

Одно из важнейших качеств дирижёра – суггестивность и эмоциональная заразительность.

Многогранность функций дирижёра проявляется в том, что он должен быть одновременно организатором – заранее спланировать репетиционное время и подготовить концертное выступление, наметить предстоящую программу и план гастролей, отдать распоряжение о нотном материале, проверить, организована ли перевозка инструментов в другое помещение; педагогом на репетиции и артистом на концерте. Ни одну из указанных функций нельзя недооценивать, но, поскольку главная его функция – подготовить и осуществить концертное выступление (запись) на высоком художественном уровне, артистические качества дирижёра должны быть преобладающими. Как бы хорошо не была подготовлена программа на репетиции, если на концерте дирижёр не сумеет заразить оркестр своим увлечением – исполнение будет похоже на «хорошо выученный урок», по меткому выражению профессора И. А. Мусина [5].

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Понятие риска в нововведениях
Нововведения, изменения, инноватика в целом неразрывны связаны с понятием риска, особенно инновационного, как следствия непредсказуемости и непредвиденности. Риск есть затрата усилий, средств при неопределенном соотношении выигрыша и пот ...

Соотношение понятий: потребность, мотив, мотивация. Виды потребностей и мотивов
Потребность. Это состояние живого существа, в котором проявляется его зависимость от конкретных условий существования Мотив. Это внутреннее побуждение человека к деятельности. Мотивами могут быть потребности, интересы, стремления, чувств ...

Понятие умственная отсталость
Под умственной отсталостью отечественные специалисты понимают стойкое нарушение психического развития определенной качественной структуры. При умственной отсталости имеет место ведущая недостаточность познавательной деятельности и в перву ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru