Сущность процесса мотивации

Материалы » Роль мотивации достижения в развитиии личности » Сущность процесса мотивации

Страница 1

Проблемой определения мотива человека как психического феномена плотно занимались как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Как правило, мотив рассматривают как компонент системы мотивации или мотивационной сферы человека. Мы же в своей работе будем использовать эти понятия как синонимичные.

Одним из советских психологов, уделивших большое внимание вопросу мотивации, являлся представитель деятельностного подхода А.Н. Леонтьев. Он связывал мотивы человека с его потребностями.

Наличие потребностей как источника активности является предпосылкой любой деятельности человека.

Потребность можно определить как свойство живых организмов, выражающее первоначальную исходную форму активного и избирательного отношения к предметам реального мира. Иначе говоря, это субъективное состояние в объективной необходимости предметов реального мира.

Таким образом, на психологическом уровне потребность опосредована психическим отражением двояко: субъективно (субъективное состояние), что проявляется в наличии нужды и напряжения, при этом предмет потребности не открыт, поэтому важна она сама; и объективно (объективная необходимость), в этом случае важна не сама потребность, а ее предмет, находящийся во внешнем мире.

Итак, мы подошли к условию возникновения мотива. Необходимость предметов обеспечивает поисковую активность человека. Субъект, найдя предмет, отвечающий его потребности, конкретизируется в нем, происходит опредмечивание потребности, что и является основным из принципов формирования мотивов.

Таким образом, мы можем определить мотив как предмет вещественный или идеальный, отвечающий актуальной потребности, который направляет на себя деятельность[8, глава 5.4; 10].

Леонтьев А.Н. пишет, что «в современной психологии в целом мотивом называют все, что составляет так называемые внутренние силы поведения, что актуализирует <…> деятельность человека». Сам же мотиву дает следующее определение: «это объективное, что побуждает и направляет деятельность, отвечая той или другой потребности, конкретизируя потребность или, естественно, удовлетворяя потребности» [9, лекция 45].

Мотивационная сфера – это развивающаяся в течение жизни целостная подвижная иерархически организованная система побуждений человека, отражающая предмет потребности и состояния самого человека. Таким образом, главными отношениями, характеризующими мотивационную сферу личности, является иерархия побуждений, или мотивов, связанная со степенью их осознания, интенсивностью мотивов и их способностью управлять нижележащими [9, лекция 46].

А. Маслоу (представитель гуманистической психологии) выстроил иерархию мотивов по степени их близости к удовлетворению витальных потребностей. В основе иерархии лежит необходимость поддерживать физиологический гомеостаз; выше – мотивы самосохранения; далее – уверенность, престижность, любовь. На вершине иерархии – познавательные и эстетические мотивы, ведущие к развитию способностей и самоактуализации личности [8, глава 5.4].

А.Н. Леонтьев же считает данную попытку построения иерархии неудачной. В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Но мотивационная сфера достаточно динамична и легко подвергается изменению. Следовательно, иерархические отношения между мотивами являются релятивными (относительными) и определяются складывающимися связями деятельности субъекта. При этом смыслообразующие мотивы всегда занимают более высокое место в иерархии [9, лекции 46, 47].

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Психофизиология страха
Ученые давно установили, что не только наше сознание, но и все наше тело бурно реагирует на опасные ситуации. Страх может приводить к изменению частоты и силы сердечных сокращений, вызывать потливость, провоцировать желудочно-кишечные ра ...

Особенности сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью
Недостаточная дифференцированность зрительного восприятия обнаруживается в неточном распознавании детьми близких по спектру цветов и цветовых оттенков, присущих тем или иным объектам, в глобальном видении этих объектов, т.е. в отсутствии ...

Родительское отношение в зарубежных психологических школах
Существуют разные теоретические подходы к пониманию роли и содержания детско-родительских отношений, сформулированных разными психологическими школами. В классическом психоанализе 3. Фрейда отношения между ребенком и родителем рассматрив ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru