Сущность процесса мотивации
Проблемой определения мотива человека как психического феномена плотно занимались как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Как правило, мотив рассматривают как компонент системы мотивации или мотивационной сферы человека. Мы же в своей работе будем использовать эти понятия как синонимичные.
Одним из советских психологов, уделивших большое внимание вопросу мотивации, являлся представитель деятельностного подхода А.Н. Леонтьев. Он связывал мотивы человека с его потребностями.
Наличие потребностей как источника активности является предпосылкой любой деятельности человека.
Потребность можно определить как свойство живых организмов, выражающее первоначальную исходную форму активного и избирательного отношения к предметам реального мира. Иначе говоря, это субъективное состояние в объективной необходимости предметов реального мира.
Таким образом, на психологическом уровне потребность опосредована психическим отражением двояко: субъективно (субъективное состояние), что проявляется в наличии нужды и напряжения, при этом предмет потребности не открыт, поэтому важна она сама; и объективно (объективная необходимость), в этом случае важна не сама потребность, а ее предмет, находящийся во внешнем мире.
Итак, мы подошли к условию возникновения мотива. Необходимость предметов обеспечивает поисковую активность человека. Субъект, найдя предмет, отвечающий его потребности, конкретизируется в нем, происходит опредмечивание потребности, что и является основным из принципов формирования мотивов.
Таким образом, мы можем определить мотив как предмет вещественный или идеальный, отвечающий актуальной потребности, который направляет на себя деятельность[8, глава 5.4; 10].
Леонтьев А.Н. пишет, что «в современной психологии в целом мотивом называют все, что составляет так называемые внутренние силы поведения, что актуализирует <…> деятельность человека». Сам же мотиву дает следующее определение: «это объективное, что побуждает и направляет деятельность, отвечая той или другой потребности, конкретизируя потребность или, естественно, удовлетворяя потребности» [9, лекция 45].
Мотивационная сфера – это развивающаяся в течение жизни целостная подвижная иерархически организованная система побуждений человека, отражающая предмет потребности и состояния самого человека. Таким образом, главными отношениями, характеризующими мотивационную сферу личности, является иерархия побуждений, или мотивов, связанная со степенью их осознания, интенсивностью мотивов и их способностью управлять нижележащими [9, лекция 46].
А. Маслоу (представитель гуманистической психологии) выстроил иерархию мотивов по степени их близости к удовлетворению витальных потребностей. В основе иерархии лежит необходимость поддерживать физиологический гомеостаз; выше – мотивы самосохранения; далее – уверенность, престижность, любовь. На вершине иерархии – познавательные и эстетические мотивы, ведущие к развитию способностей и самоактуализации личности [8, глава 5.4].
А.Н. Леонтьев же считает данную попытку построения иерархии неудачной. В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Но мотивационная сфера достаточно динамична и легко подвергается изменению. Следовательно, иерархические отношения между мотивами являются релятивными (относительными) и определяются складывающимися связями деятельности субъекта. При этом смыслообразующие мотивы всегда занимают более высокое место в иерархии [9, лекции 46, 47].
Еще по теме:
Отечественные и зарубежные теории депривации
Современные теории психической депривации исходят из разных направлений и, следовательно, имеют определённую несогласованность по ряду вопросов в рамках рассмотрения данного феномена. Несогласованность этих теорий, прежде всего, состоит в ...
Особенности восприятия дошкольником воспитателя, влияние воспитателя на
развитие личности дошкольника
Восприятие ребенком воспитателя по Петровскому. 1.
ребенок демонстрирует атрибутику воспитательской власти т. к воспитатель рассматривается как властелин
, который доминирует.
2. Эффект смещения существенного и несущественного
в
образе ...
Гениальность
Наивысшую ступень развития способностей, проявляющихся в творческой деятельности, результаты которой имеют историческое значение в жизни общества, в развитии науки, литературы, искусства, называют гениальностью. Гениальность отличается от ...