Содержание и методы выявления роли психологического сопровождения беременных женщин в формировании отношений
Особый интерес для психолога представляет исследование семьи, ожидающей ребенка. Нередко ожидание рождения ребенка является источником психической травмы для членов семьи. После рождения ребенка меняется состав семейных отношений, происходит смена отношений родственников.
Подобные перемены в семье ожидающей ребенка, влияют на психическое состояние беременной женщины. В то же время те изменения, которые происходят в ее организме, психике, во многом определяют психологическую обстановку в семье, характер взаимоотношений ее членов. Система оказания психологической помощи, в которой нуждаются многие беременные, разработана недостаточно. Даже при понимании необходимости консультации у перинатального психолога, найти такого специалиста бывает крайне проблематично. В результате некоторые женщины обращаются к психотерапевтам, которые, как правило, не знакомы с особенностями психологии беременных, поэтому помощь не всегда эффективна.
Экспериментальная работа по определению роли психологического сопровождения в формировании отношений и смысложизненных ориентаций беременных женщин была разделена на несколько этапов.
Первый этап эксперимента заключался в тестировании беременных женщин, для чего использовался тест "Отношения беременных", а также анкета на выявления стрессогенных факторов у беременных женщин (Приложение 1, 2).
Тест "Отношения беременных направлен на выявление психологического компонента гестационной доминаты (ПКГД). Он представляет комплекс механизмов психологической саморегуляции, включающийся в действие у женщин при обнаружении беременности и направлен на создание благоприятных условий для развития будущего малыша.
В ходе исследования психологических наблюдений за женщинами находящимися в состоянии беременности и, И.В. Добряков выделил пять типов психологического компонента гестационной доминанты: оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный и депрессивный [17].
Оптимальный тип – характерен для женщин которые к состоянию беременности относятся без тревоги. Отношение в семье гармоничны, беременность желанная обеими супругами.
Гипогестогнозический тип ПКГД встречается у женщин, которые бросили учебу, постоянно находящихся на работе. Беременность у них часто не заплонированная и застает врасплох. Гипогестогнозический тип - женщинам относящимся к данному типу часто рекомендуют пройти курс дородовой подготовки, но они пренебрегают занятиями.
Эйфорический тип характерен для женщин с истерическими наклонностями, и женщины которые долго не могли забеременеть и проходили лечение. Часто беременность у данного типа женщин направлена на изменение отношений с мужчиной, стремление управлять ими.
Тревожный тип характеризуется высоким уровнем тревожности у беременной. Беременная женщина воспринимает всю окружающую ее информацию с особой серьезностью, переживанием и тревогой. Большинство беременных женщин с этим типом ПКГД нуждаются в помощи психотерапевта.
Депрессивный тип характеризуется, частой сменой настроений беременной женщины. С помощью данного теста можно выявить нервно-психические нарушения у беременных женщин на ранних этапах их развития, связывать их с особенностями семейных отношений и ориентировать врачей и психологов на оказание соответствующей помощи.
Анкета "Выявление стрессогенных факторов у беременных женщин" направлена на определение факторов в жизни беременной женщины, которые могут препятствовать комфортному протеканию беременности, а соответственно для установления основных моментов на которые психологу, осуществляющему психологическую поддержку, необходимо обратить внимание. После проведения тестирования нами выявлялась группа беременных женщин с некоторыми нарушениями, с которыми в дальнейшем проводились занятия направленные на уменьшение тревожности, снижение воздействия стрессогенных факторов, а соответственно, комфортному протеканию беременности.
Исследование проводилось на базе МУ Славянской ЦРБ родильное отделение в период с мая по июль 2010 года. В исследовании приняли участие 44 женщины: 12 с первой беременностью и 32 со второй беременностью.
Еще по теме:
Содержание и структура профессиональной
педагогической деятельности
В российской психологии разработан ряд плодотворных концепций деятельности и методических подходов к её изучению. Это прежде всего работы общетеоретического плана С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Б.М.Теплова, Б.Г.Ананьева, К.А.Абульхановой ...
Родительское отношение в зарубежных психологических школах
Существуют разные теоретические подходы к пониманию роли и содержания детско-родительских отношений, сформулированных разными психологическими школами.
В классическом психоанализе 3. Фрейда отношения между ребенком и родителем рассматрив ...
Деятельность и мышление человека.
Общие закономерности ВНД у человека и животных едины, однако ВНД человека имеет существенные отличия.
Труд человека качественно отличается от поведения животных, не имеющих социально-детерминированной направленности. Поведение животных н ...