Цели, принципы, задачи, виды

Материалы » Психологические особенности личности следователя » Цели, принципы, задачи, виды

Страница 1

Цель профессиографии – выявление особенностей взаимодействия специалиста в процессе профессиональной деятельности с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми и другими явлениями, сопровождающими эту деятельность.

Профессиографическое направление исследования базируется на принципе комплексного изучения профессий с экономической, социальной, психологической, физиологической, гигиенической, медицинской и профессионально-технической стороны. Профессиография ориентирована на обеспечение профессиональной успешности работников, как общий метод анализа и описания профессиональной деятельности.

Проблема психологического анализа различных видов профессиональной деятельности в течение более чем семи десятилетий занимает центральное место в ряде научно-прикладных направлений отечественной психологической науки (психотехника, психология труда, инженерная психология, эргономика, психология профессий).

Психологический анализ профессиональной деятельности является основой для решения таких научно-практических задач как: профориентация, профконсультация, профотбор, профобучение и профутомление, профтравматизм, профдеформация.

В результате профессиографирования составляется профессиограмма, которая включает описание условий труда, прав и обязанностей специалиста, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья. При разработке профессиограммы в интересах профессионального отбора и оптимального распределения кадров особенно важно выявить профессионально важные качества, которые эффективно дифференцируют людей по успешности их профессиональной деятельности в течение всей продолжительности этой деятельности, являются устойчивыми, почти не поддающимися совершенствованию.

Профессиограммы можно подразделить на частные и комплексные. Частные профессиограммы дают лишь частные с точки зрения одной науки (например, психологии) представления о профессиональной деятельности.

Комплексная профессиограмма является всесторонним описанием работы, в котором собраны результаты профессиографии всех дисциплин – от психологии, физиологии, медицины до экономики, техники и т.п.

Одним из основополагающих принципов профессиографирования стал принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности. Сущность этого принципа – подчинение профессиографирования решению конкретных практических задач. Например, для целей профотбора нужно выделить те профессионально важные признаки, которые допускают дифференциацию кандидатов по их профессиональной пригодности. Для определения уровня квалификации большое значение приобретает характеристика профессиональных функций, знаний, умений и навыков. Для изучения профессионального утомления (например, выделяются признаки, обнаруживающие факторы, иници ирующие профессиональную усталость). Эти профессиограммы называются специальными.

Универсальные профессиограммы содержат сведения и характеристики профессиональной деятельности действительные для всех видов работ. Такая профессиограмма бывает весьма обширной и преследует многие цели, но разрабатывается редко.

Профессиограмма составляется специалистом по работе с персоналом совместно с руководителем соответствующего подразделения на конкретную профессию, должность и отражает:

· требования к должностным обязанностям работника;

· требования к рабочему месту;

· возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника;

· варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и др., т. е. все о конкретной должности применительно к специфике данной фирмы.

Профессиограмму целесообразно разрабатывать по определенной методологической схеме: профессия → профессионально значимые требования к работнику → профессионально важные качества → уровень требований к соответствующим профессии психофизиологическим свойствам (ПФС) → методы исследования → ранжирование уровня развитости ПФС → нормы оценки ПВК → психограмма → профессиональный отбор и адаптация работника → прогнозирование его профессионального маршрута → виды и формы дополнительной подготовки (переподготовки, повышения квалификации).

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Особенности развития психических процессов
В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в шко ...

Характеристика особенностей личности тренера, влияющих на результативность спортсмена
В конце 60-х годов в Англии была предпринята попытка изучить личность идеального тренера. С помощью 16 PF теста испытуемым предлагалась построить профиль личности тренера, который обладал бы самыми желательными для них личностными чертами ...

Анализ рисунков умственно отсталых детей
Анализ рисунков умственно отсталых детей показывает, что рисунок 10-ти летнего ребёнка с умственным возрастом 5 лет будет, в значительной степени отличатся от рисунка 5-ти летнего ребенка с умственным возрастом 5 лет. Рисунки детей с умст ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru