Психологическая готовность к материнству и характеристика её составляющих
Взгляд Филипповой Г.Г. относительно материнских функций не является единственно правильным и окончательно определенным. Различные направления в психологии имеют самостоятельный предмет исследования, оценивается и преобразовывает функции матери [46].
С точки зрения исследователя материнства Матвеевой Е.В. основной детерминантом материнского поведения является степень психологической готовности к материнству. Исходная позиция автора состоит в том, что успешность выполнения материнских функций и качество материнской позиции зависит от психологической готовности женщины к материнству [29].
Изучение готовности к материнству в последние годы ведётся в различных аспектах, но при всём многообразии подходов к изучению данной темы систематического исследования связи готовности к материнству, реального материнского поведения и развития ребёнка не проводилось. Поэтому вопрос о ведущем факторе, обеспечивающем эту связь, остаётся открытым.
При изучении психологической готовности к материнству анализируются изменения в жизни, ждущие женщину с рождением ребёнка, которые чрезвычайно глубоки.
Рождение ребёнка принесёт много перемен, к которым женщина должна быть готова. То есть она должна быть готова стать матерью, должна осознанно принять на себя выполнение материнских функций.
Большинство авторов (Брутман В.И., Батуев А.С., Винникот Д.В., Минюрова С.А., Хамитова И.Ю), исследующих проблему готовности к материнству, считают, что готовность к материнству формируется на протяжении всей жизни. На процесс формирования влияют как биологические, так и социальные факторы, поскольку готовность к материнству имеет с одной стороны мощную инстинктивную основу, выступая с другой стороны выступает как личностное образование, в котором отражается весь предыдущий опыт её взаимоотношений со своими родителями, сверстниками, мужем и другими людьми [6].
Одна из исследователей психологической готовности к материнству Мещерякова С.Ю. рассматривает этот концепт субъективно-объективные отношения к будущему ребёнку. Такая позиция в определении готовности к материнству объясняется предположением Мещеряковой С.Ю. о том, что субъектное отношение к будущему ребёнку проецируется в стиль материнского поведения и тем самым обеспечивает наиболее благоприятные условия для психического развития младенца, важнейшими показателями которого являются уровень общения ребёнка с матерью, особенности становления у него образа себя и потребности в сопереживании [32].
Автор выделяет несколько групп параметров психологической готовности к материнству.
Первая группа включает коммуникативный опыт женщин из её раннего детства.
Эта составляющая была определена Мещеряковой С.Ю., исходя из концепции Лисиной М.И., которая считает, что особенности личности, восприятие человеком мира и самого себя закладывается с рождения, в процессе общении с окружающими [28]. javascript://Если общение с близкими с первых дней жизни было положительным, это способствует тому, что изначальные условия восприятия других людей были благоприятными и заложена основа субъектного отношения к ребенку. Огромное значение в формировании поведения родителей С.Ю. Мещерякова придаёт общению с окружающими детьми: младшими, старшими и сверстниками [32].
К показателям второй группы отнесены переживание беременной женщиной отношения к будущему ребёнку.
Одной из важной составляющих благоприятного будущего материнского поведения – это желанность ребёнка.
Третья группа параметров включает в себя установки на благоприятное воспитание ребенка.
Каким образом будущая мать будет производить уход за ребенком, ориентировано на субъектно-объектном отношении к ребёнку.
Мещерякова С.Ю. предполагает, что данные показатели могут отражать уровень материнства и являться основанием для определения уровня материнства [32].
Брутман В.И. рассматривает готовность к материнству как способность матери обеспечивать адекватные условия для развития ребёнка, проявляющаяся в определённом типе отношения матери к ребёнку. Тип материнского отношения, соответствующий готовности или неготовности к материнству, автор связывает с ценностью ребёнка для матери [5].
Милосердова Е. выделяет два основных фактора, позволяющие определить психологическую готовность к материнству:
Отношение к беременности.
Самый благоприятный вариант, когда беременность желанна, принимается с радостью на уровне осознания. Это несёт за собой спокойное протекание беременности на психологическом и физиологическом уровне. Такая женщина готова к материнству и способна совершенно сознательно перенести ради ребёнка любые трудности и ограничения.
Поведение женщины в процессе родов.
Еще по теме:
Особенности общего интеллектуального и речевого развития ребёнка в
дошкольном возрасте
Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуще ...
Организация социально-психологической диагностики
Программное обеспечение социально-психологической диагностики.
При разговоре о социально-психологической диагностики следует рассмотреть взаимосвязь понятий, которые в социально-психологической литературе часто употребляются как синонимы ...
Психическое напряжение спортсмена
Психическое напряжение проявляется на тренировке и соревнованиях. Напряжение в тренировочном процессе связано, главным образом, с необходимостью выполнять все более возрастающую физическую нагрузку. В экстремальных условиях соревнований к ...