Психологическая готовность к материнству и характеристика её составляющих
Зачастую женщина, вместо того чтобы думать только об успешном завершении этого процесса для ребёнка, о его проблемах и состоянии, вместо того чтобы сопереживать малышу, мысленно помогать и поддерживать его, понимая как ему нелегко, женщина полностью переключается на свои ощущения, на свою собственную персону, начинает себя жалеть, обвинять всех и вся, думая о том, чтобы всё поскорее закончилось [33]. Лицензия на продажу алкоголя - стоимость лицензия на алкоголь pravovoistatus.ru.
Филиппова Г.Г., исследуя психологические факторы нарушения материнства, рассматривала психологическую готовность к материнству как ведущий фактор адаптации к беременности и материнству. В качестве составляющих психологической готовности к материнству были выделены ценность будущего ребёнка; себя как матери; материнская компетентность [48].
Матвеева Е.В.определяет психологическую готовность к материнству, как специфическое личностное образование, включающее в себя три блока готовности: потребностно-мотивационный блок; когнитивно-операционный блок и блок социально-личностной готовности к материнству [29].
Потребностно-мотивационная готовность к материнству подразумевает потребность в материнстве и включает потребностно-эмоциональный и ценностно-смысловой компоненты.
Потребность в материнстве - комплексная потребность[29].
Иванников В.А. считает, что потребность в материнстве - необходимое, но не достаточное условие для материнской деятельности, и побуждение к действию есть результат особого процесса - процесса мотивации. Мотив деятельности выступает непосредственным смыслообразующим фактором [22].
Филиппова Г.Г. выделяет следующие основные мотивы материнства [48]:
- достижение определенного социального и возрастного статуса (я - взрослая женщина, занимаю определённый статус в обществе);
- человек может и должен обладать определённые вещи, без этого его жизнь не может быть состоятельной;
- стремление к продолжению своего рода;
- реализовать свои возможности (передать ребенку свои знания и свой жизненный опыт);
- устранение определенных жизненных проблем (стремление к тому чтобы уровень жизни, воспитание, положение в обществе у ребенка был лучше, чтобы у него было в жизни то, что не удалось достичь родителям;
- любовь к детям (довольно сложный мотив, который включает в себя радость от общения с ребёнком, умение и желание воздействовать на развитие личности ребенка и понятие того, что ребёнок будет самостоятельным);
- достижение критического для деторождения возраста.
Различные обстоятельства способствуют созданию индивидуальных, неповторимых условий к рождению детей у каждой женщины.
Потребность в детях - центральное звено потребности в материнстве. Никаких биологических законов, заставляющих иметь детей, не существует [48]. Эти законы следует искать в сфере социального. Потребность в детях, по определению Бойко В.В., - это устойчивое социально-психологическое образование личности, мотивированное её внутренними побуждениями [8].
Желание иметь детей может возникнуть неожиданно, может быть выражено неявно. Известно, что и у мужчин, и у женщин желание иметь детей напрямую зависит от их детских переживаний, отношений с родителями, модели той семьи, в которой они выросли. Печать прошлого столь отчётлива, что зачастую она и определяет наше желание или, наоборот, нежелание дать начало новой жизни [8].
Потребностно-эмоциональная готовность к материнству обеспечивает позитивное отношение женщины к беременности и настрой (без страха) на роды, эмоционально-положительный образ ребёнка, желание заботится о нём, радостно-счастливое отношение к роли матери.
Положительное отношение к беременности влечёт за собой спокойное её протекание. Такая женщина способна совершенно сознательно перенести ради ребёнка любые трудности и ограничения. Не смотря на последнее, образ будущего ребёнка у женщины вызывает положительные эмоции, она находится в "предвкушении" будущего материнства.
В ходе проведённых исследований было выявлено, что для женщин с отрицательным отношением к беременности будущий ребёнок является источником отрицательных эмоций. Женщины с положительным отношением к беременности говорят о желании проявлять любовь к будущему ребёнку. Материнские чувства у них развиваются сильнее и не подвергаются сомнениям. Беременность для таких женщин является важной функцией материнства и характеризуется устойчивым положительным отношением к ребёнку, новым смыслом жизни [8].
Если ребёнок желанен, то он способен олицетворять представление женщины о счастье. Когда ребёнка не ждут, чаще встречаются преждевременные роды. Происходит это потому что, женщина находится в подавленном, напряжённом состоянии, её угнетает мысль о будущем ребёнке.
Еще по теме:
Специфические особенности процесса социальной адаптации и игровой
деятельности детей и ЗПР: основные моменты взаимозависимости
В целях определения объективной возможности использования игры как средства оптимизации процесса социальной адаптации необходимо определить сущность и специфику всех ключевых понятий данной работы. Что означает, осуществление психолого-пе ...
Возникновение группового тестирования
Следующий этап развития тестирования характеризуется изменением формы поведения тестового испытания. Все тесты, созданные в первом десятилетии ХХ в., были индивидуальными и позволяли вести опыт только с одним испытуемым. Использовать их м ...
Понятие "мотивационной установки"
Понятие установки первоначально было введено в психологии немецкими психологами для обозначения обусловленного прошлым опытом фактора – готовности действовать некоторым образом, определяющего скорость реагирования на воспринимаемую ситуац ...