Что такое конфликты и какими они бывают

Материалы » Устранение конфликта в коллективе » Что такое конфликты и какими они бывают

Прежде чем обсуждать технику разрешения конфликтов, следует разобраться в том что такое конфликт. Со словом конфликт ассоциируются такие малоприятные вещи, как “ссора”, “скандал”, “спор”, “выяснение отношений” и т.д.

Ссоры и скандалы, бесспорно связаны с конфликтами. Это формы и виды проявления конфликтных отношений. Это то, через что конфликтные отношения между людьми проявляются (но не всегда). Конфликт существует в форме скандала, ссоры. Ссора или скандал без конфликта не существуют, они являются своеобразными показателями того, что конфликт есть. Конфликты без ссор и скандалов могут существовать. Например, когда человек желает сделать что-то, но это желание вступает в конфликт со страхом перед наказанием.

Конфликт- это вариант развития отношений между людьми, связанный с их психологическими позициями, острое столкновение противоположных позиций.

Под это определение подходит любой конфликт. Из этого определения можно вывести признаки любого конфликта. А зная эти признаки можно определить: есть ли в коллективе, семье или душе конфликт. Если есть признаки - есть конфликт.

Первый признак конфликта

- наличие, существование противоположных позиций. Позиция - это то, что заставляет человека действовать: взгляды, точка зрения, цели, стремления и т. д.

Человек может отказаться от своей психологические позиции или добровольно или под давлением обстоятельств, может сменить свою психологическую позицию на более выгодную, например, из позиции “нарушителя дисциплины” перейти в позицию “исправившегося” и наоборот. И может сделать это достаточно легко. Но только в том случае, если на пострадают его цели, если это не приведет к необходимости отказаться от своих взглядов, убеждений, то есть своей позиции. Жизненные позиции более устойчивы, чем позиции психологические, и отказаться от них сложно. В позициях находят свое выражение наши стремления и интересы.

У разных членов коллектива - разные стремления и интересы, и, следовательно, разные позиции. Наличие в коллективе различных позиций не является признаком конфликта. Но когда позиции противоположные, взаимоисключающие, то здесь конфликт возможен. Для того, чтобы можно было сказать, что конфликт есть надо зафиксировать столкновение между этими позициями. Это второй признак конфликта

.

Чтобы определить наличие конфликта, надо ответить на 2 вопроса:

1. существуют ли противоположные позиции;

2. есть ли столкновение между ними.

Если хотя бы на один вопрос нет положительного ответа, то значит, что нет конфликта. Если положительные ответы на оба вопроса, это значит, что конфликт есть.

Для того, чтобы овладеть конфликтом, мы совершаем определенные действия. Они будут эффективными, если в результате наших действий:

а) останавливается или прекращается столкновение противоположных позиций, либо

б) позиции перестают быть противоположными.

Бывает так, что неблагоприятная ситуация перестанет развиваться, в результате действий, а может ухудшиться в результате наших действий. Это произойдет из-за того, что не бывает одинаковых конфликтов. Они отличаются друг от друга количеством участников, их социальным положением, формами столкновений. И поскольку одинаковых конфликтов не существует, значит не существует универсальных способов их разрешения.

У каждого типа конфликта существует свой собственный механизм развития. Любой конфликт в коллективе развивается по своей собственной структуре.

Если мы хотим, чтобы наши действия по преодолению конфликта были эффективными и привели к желаемому результату, то мы должны действовать в строгом соответствии с механизмом данного типа конфликта. Если мы будем действовать на основе объективного психологического механизма конфликта, то мы сможем овладеть ситуацией.

Ваши действия должны определенным образом вписываться в действие механизма развития конфликта, но, вместе с тем они должны быть действиями самостоятельными, направленными на овладение конфликтом.

Еще по теме:

Эмоциональная сфера в подростковом возрасте
Младший школьный возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляцией ребенка. Переживания ребенка становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жи ...

Особенности поведения детей, воспитывающихся вне семьи
Академик В.С. Мухина обращает внимание на серьезные нарушения в формировании структуры самосознания детей - сирот. Исходная позиция исследователя состоит в том, что самосознание человека развивается внутри следующей исторически сложившейс ...

Понятие общения
Определение общения необходимо, в первую очередь, потому, что сам термин широко употребляется в русской бытовой повседневной речи, где имеет интуитивно понимаемое, но научно не определенное значение. Такое определение требуется еще и пото ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru