Психологическая готовность к материнству и характеристика её составляющих

Материалы » Виды и направления оказания психологической помощи, семье ожидающей ребенка » Психологическая готовность к материнству и характеристика её составляющих

Страница 1

Материнство направлено на изучения через: историю, культурологию, социологию, психологию., биологию поведения, медицину, физиологию, Каждая наука изучает и определяет материнство, исходя из своих целей и задач. Интерес к комплексному изучению материнства появился сравнительно недавно. Но на сегодняшний день единого определения понятия " материнство" нет.

В словаре русского языка С.И. Ожегова " материнство" трактуется как состояние женщины в период беремености, родов, кормления ребенка, свойственное матери сознание родственной ее связи с детьми [36].

Филиппова Г.Г. рассматривает материнство как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития ребенка, как часть личностной сферы женщины [47].

Представители феминистского подхода (Е.А. Каплан, Э. Оаклей) объявляют материнство существенной, хотя и необязательной, частью жизни женщины. Большая же часть теорий материнства (психоанализ, биосоциология, теории, опирающиеся на идеи Руссо) рассматривают материнство, прежде всего как долг, работу [23].

Брутман В.И. определяет материнство как одну из социальных женских ролей, на содержание которой детерминирующее влияние оказывают общественные нормы и ценности [5].

"Материнство - утверждает итальянский психолог А. Минегетти - в действительности всего лишь исполнение женщиной заученной с детства роли" [30].

Хорват Ф. определяет материнство как личностные качества женщины, ее биологические и психологические особенности, которые женщина имеет как бы в себе, как какую-то художественную способность, вроде врожденного таланта [53].

Матвеева Е.В. определяет его как особый тип деятельности женщины, опираясь на положение Давыдова В.В. о типологии деятельности. В.В. Давыдов выделял типы деятельности, которые сложились и возникли в процессе онтогенеза [20]. Последние обозначены как воспроизводящие. Матвеева Е.В. считает, что этому типу деятельности и относится материнство.

Минюрова С.А., Тетерлева Е.А. отмечают, что все психологические работы в области материнства позволяют выделить два основных направления современных исследований. Первое посвящено обсуждению качеств, поведения матери, изучению их влияния на развитие ребенка. Мать рассматривается в терминах долженствования как детерминант развития личности ребенка, как объект - носитель родительских функций, лишенный субъективной психологической реальности. Второе направление анализа материнства акцентирует внимание на идее субъективности женщины - матери. Поэтому, анализируя материнство, авторы определяют его как уникальную ситуацию развития самосознания женщины, которая становится этапом переосмысления с родительских позиций собственного детского опыта, периодом интеграции образа родителя и ребенка [31].

Таким образом, нет единого, однозначного понятия " материнство".

Для целостного видения материнства необходимо обозначить функции, присущие матери.

Функции матери очень сложны и разнообразны. Они определены в удовлетворении потребностей ребенка, его эмоционального благополучия, в развитии базовых понятий отношения к миру, личностных качеств , общения ребенка и его деятельности.

Филиппова Г.Г. выделяет две взаимосвязанные группы материнских функций: видотипичную и конкретно-культурную [46].

К материнским функциям относятся следующие.

1. Обеспечение стимулирования для пренатального и постнатального развития всех процессов.

2. Обеспечение условий для развития структуры деятельности.

3. Обеспечение условий для появления прижизненных формирующихся потребностей: потребности в эмоциональном взаимоотношении со взрослым, в принятии от взрослого положительных эмоций, включение взрослых в чувственную и практическую деятельность, оценка взрослыми активности ребенка и ее результатов, познавательная потребность, а также возникновение привязанности.

4. Обеспечение условий для формирования мотивационных механизмов.

К группе материнских функций Филиппова относит следующие:

1. Обеспечение матерью чувственно-практической и предметной среды и условий, общения, что обеспечивает формирование культурных особенностей и мелкой моторики.

2. Обеспечение условий с целью формирования культурных особенностей социо – культурной среды.

3. Организация условий (общения, игр) для выработки стиля мотивации достижения.

4. Обеспечение условий для выработки у ребенка культурных моделей: ценностностных ориентаций, материнства, семьи и детства.

Филиппова Г.Г. отмечает, что матерью осознаются далеко не все эти функции [46]. В последние десятилетия большинство из них стали известны науке, и нельзя утверждать, что их познание не будет продолжаться. Эти функции успешно выполняются матерью с момента возникновения человека на земле. Все эти функции осваиваются культурой и появляются в сборнике правил, поверьях, обычаях, обрядах. Такие материнские функции как удовлетворение потребностей в органических веществах, выработке у ребенка личностностных качеств.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Особенности учебной деятельности социально и педагогически запущенных детей
Социально и педагогически запущенные школьники характеризуются следующими особенностями учебной деятельности. 1. Неуспешность, затрудненность учебы, низкий уровень обучаемости, связанные с небалансированным развитием индивидуально-психич ...

Психодинамическая концепция возрастного развития психики
В основе психодинамических концепций развития лежит выдвинутое еще З. Фрейдом предположение о том, что основные характеристики личности, ее базовая структура формируются в раннем детском возрасте, сохраняясь практически неизменными на про ...

Особенности общего развития в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст - период развития ребенка от 3 до 7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физического развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru