Психологическая готовность к материнству и характеристика её составляющих
Материнство направлено на изучения через: историю, культурологию, социологию, психологию., биологию поведения, медицину, физиологию, Каждая наука изучает и определяет материнство, исходя из своих целей и задач. Интерес к комплексному изучению материнства появился сравнительно недавно. Но на сегодняшний день единого определения понятия " материнство" нет.
В словаре русского языка С.И. Ожегова " материнство" трактуется как состояние женщины в период беремености, родов, кормления ребенка, свойственное матери сознание родственной ее связи с детьми [36].
Филиппова Г.Г. рассматривает материнство как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития ребенка, как часть личностной сферы женщины [47].
Представители феминистского подхода (Е.А. Каплан, Э. Оаклей) объявляют материнство существенной, хотя и необязательной, частью жизни женщины. Большая же часть теорий материнства (психоанализ, биосоциология, теории, опирающиеся на идеи Руссо) рассматривают материнство, прежде всего как долг, работу [23].
Брутман В.И. определяет материнство как одну из социальных женских ролей, на содержание которой детерминирующее влияние оказывают общественные нормы и ценности [5].
"Материнство - утверждает итальянский психолог А. Минегетти - в действительности всего лишь исполнение женщиной заученной с детства роли" [30].
Хорват Ф. определяет материнство как личностные качества женщины, ее биологические и психологические особенности, которые женщина имеет как бы в себе, как какую-то художественную способность, вроде врожденного таланта [53].
Матвеева Е.В. определяет его как особый тип деятельности женщины, опираясь на положение Давыдова В.В. о типологии деятельности. В.В. Давыдов выделял типы деятельности, которые сложились и возникли в процессе онтогенеза [20]. Последние обозначены как воспроизводящие. Матвеева Е.В. считает, что этому типу деятельности и относится материнство.
Минюрова С.А., Тетерлева Е.А. отмечают, что все психологические работы в области материнства позволяют выделить два основных направления современных исследований. Первое посвящено обсуждению качеств, поведения матери, изучению их влияния на развитие ребенка. Мать рассматривается в терминах долженствования как детерминант развития личности ребенка, как объект - носитель родительских функций, лишенный субъективной психологической реальности. Второе направление анализа материнства акцентирует внимание на идее субъективности женщины - матери. Поэтому, анализируя материнство, авторы определяют его как уникальную ситуацию развития самосознания женщины, которая становится этапом переосмысления с родительских позиций собственного детского опыта, периодом интеграции образа родителя и ребенка [31].
Таким образом, нет единого, однозначного понятия " материнство".
Для целостного видения материнства необходимо обозначить функции, присущие матери.
Функции матери очень сложны и разнообразны. Они определены в удовлетворении потребностей ребенка, его эмоционального благополучия, в развитии базовых понятий отношения к миру, личностных качеств , общения ребенка и его деятельности.
Филиппова Г.Г. выделяет две взаимосвязанные группы материнских функций: видотипичную и конкретно-культурную [46].
К материнским функциям относятся следующие.
1. Обеспечение стимулирования для пренатального и постнатального развития всех процессов.
2. Обеспечение условий для развития структуры деятельности.
3. Обеспечение условий для появления прижизненных формирующихся потребностей: потребности в эмоциональном взаимоотношении со взрослым, в принятии от взрослого положительных эмоций, включение взрослых в чувственную и практическую деятельность, оценка взрослыми активности ребенка и ее результатов, познавательная потребность, а также возникновение привязанности.
4. Обеспечение условий для формирования мотивационных механизмов.
К группе материнских функций Филиппова относит следующие:
1. Обеспечение матерью чувственно-практической и предметной среды и условий, общения, что обеспечивает формирование культурных особенностей и мелкой моторики.
2. Обеспечение условий с целью формирования культурных особенностей социо – культурной среды.
3. Организация условий (общения, игр) для выработки стиля мотивации достижения.
4. Обеспечение условий для выработки у ребенка культурных моделей: ценностностных ориентаций, материнства, семьи и детства.
Филиппова Г.Г. отмечает, что матерью осознаются далеко не все эти функции [46]. В последние десятилетия большинство из них стали известны науке, и нельзя утверждать, что их познание не будет продолжаться. Эти функции успешно выполняются матерью с момента возникновения человека на земле. Все эти функции осваиваются культурой и появляются в сборнике правил, поверьях, обычаях, обрядах. Такие материнские функции как удовлетворение потребностей в органических веществах, выработке у ребенка личностностных качеств.
Еще по теме:
Особенности учебной деятельности в современной школе
В общей теории учения, основы которой были заложены Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, А. Диствервегом, в нашей стране - К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым, С.Т. Шацким, П.П. Нечаевым, М.Я. Басовым, П.П. Блонским, Л.С. Выготским, а также крупне ...
Определение и причины застенчивости
Точного определения застенчивости нет. Застенчивость - это сложное комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах. Это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз.
Застенчивость - черта ...
Отношения между супругами в молодой семье
Но вот создается семья, завершается первый и начинается второй год супружеской жизни. Если на первом году супружеской жизни молодых сопровождает угар эмоционально-телесных наслаждений, то на втором начинается некоторое успокоение и дальне ...