Развитие речи в онтогенезе
Помимо слов, можно изучать грамматику такой речи. Левина приводит потрясающие факты. Например, все 9 детей, независимо друг от друга, одинаково искажали названия цветов: белый – «бенин», красный – «красин», синий – «синин», зеленый – «зеленин». Это у них получались примитивные прилагательные, образованные, видимо, аналогично прилагательным "папин, мамин". Они с помощью этой речи общаются, а поскольку общаться трудно, они прибегают к стратегии рассказа. Пример такого рассказа (ребенку около 8 лет): «Полосил кан. Платок кан. Я, коено, пал платок. Сунул руку – нет кан, сунул руку – кан нет. Катя идет, где красин платок – нет, где красин платок – нет, где красин платок – нет. День пришел – нет, день пришел – нет. День пришел – платок сталсал Шули. Я брал». Перевод: «Положил в карман. Платок в кармане. Я, конечно, потерял платок. Сунул руку в карман – нет [совал руку в карман два раза]. Катя идет [спрашивает] где красный платок? Нет. [спрашивала три раза]. Два дня прошло, платка нет. На третий день платок торчал у Шуры. Я взял.» В итоге автор делает следующий важный вывод: «В автономной речи с ее связанностью с внешним, наглядным называние своих переживаний ничтожно. Вот почему ребенок-автономик весь во власти своего переживания. Он не владеет своим внутренним миром. Если во внешнем мире он связан ситуацией, то здесь он подчинен своим переживаниям, которые не выделяются, не осмысляются им как таковые. Разумеется, внутренняя активность при этом сведена к нулю. Основной дефект речевого развития ребенка-автономика – невозможность овладения нормальной речью – восходит к основному дефекту всей структуры личности – недостаточной внутренней активности, т.е. недостаточностью овладения своими собственными психологическими процессами».
В дополнение к вышесказанному, интересно упомянуть об исследовании Веры Харченко, профессора Белгородского Государственного Университета. Она долгое время записывала слова детей разного возраста и через некоторое время обратила внимание на определенные закономерности. Она обнаружила, что в детской речи есть потенциальные слова для языка, причем они совпадают с тем, что было раньше: например, они говорят «льзя» (в смысле «можно»), «людь», «бела» (вместо «белка») — все это старорусские слова, которым детей никто не учил. Например, слово «водоземное» животное она нашла в словаре XVIII века. То есть детское словотворчество иногда совпадает с историей языка. В их речи каким-то непостижимым образом появляются диалектные слова, слова из других славянских языков.
Также она отметила, что подобное «придумывание» начинается с двух лет, пик — года в четыре, но на этом интересный период не заканчивается. Дети и в двенадцать лет творят свой язык. Потом, возможно, из-за наступления переходного возраста оригинального становится меньше.[2]
Еще по теме:
Проблема выбора в условиях кризиса
Каким человеком и в какое общество возвращается человек из зоны боевых действий? Каждая эпоха давала свой ответ на этот вопрос. Первая мировая война ознаменовала собой эпоху революций и коренной ломки мирового сообщества, после Второй мир ...
Развитие потребностей. Понятие о профессионально-значимых особенностях
мотивационно – потребностной сферы личности
Можно выделить два этапа в процессе развития каждой потребности. Первый этап — это период до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность. Второй этап — после этой встречи.
Как правило, на первом этапе потребность для су ...
Мотивационные свойства личности успешного дистрибьютора
Специфика деятельности дистрибьютора сетевой компании, в первую очередь, состоит в умении правильно и быстро реагировать на малейшее изменение ситуации. К каждому клиенту необходимо найти свой, индивидуальный подход. По сути, дистрибьютор ...



