Развитие речи в онтогенезе
Стоит упомянуть такое свойство детской речи, как семантическая свергенерализация, расширение значения слов, то есть если слова относятся к какому-либо конкретному лицу, предмету или ситуации, ребенок расширяет их значение, начиная обозначать данным словом все похожие объекты. Дети склонны расширять, сжимать или накладывать друг на друга категории, которыми они пользуются для определения того, к чему относятся слова, поскольку они часто не имеют общих со взрослыми знаний о культурно обусловленных функциях и свойствах объектов. Поэтому дети могут придавать особое значение таким аспектам объектов, которые взрослые с самого начала игнорировали при их категоризации. Некоторые интересные примеры этого явления приведены в Таблице 5.
Таблица 5
|
Слово ребенка |
Первый референт |
Возможные расширения значения |
Свойство |
|
Птичка |
Воробьи |
Коровы, собаки, кошки, любое движущееся животное |
Движение |
|
Уна |
Луна |
Оладьи, круглые пятнышки на оконном стекле, круги в книгах, почтовые штемпели на конвертах |
Форма |
|
Муха |
Муха |
Комочки грязи, пыль, все мелкие насекомые, крошки |
Размер |
|
Гав-гав |
Собаки |
Все животные, игрушечная собака, мягкие домашние тапочки, некто в меховой шубе |
Текстура |
Усваивая дополнительные, уточняющие названия объектов, дети перезакрепляют слова за более определенными и иерархически организованными категориями. Таким образом, со временем лингвистические категории ребенка приобретают сходство с категориальной структурой языка взрослых, а структура языка в свою очередь развивается по той же общей схеме, что и когнитивное и интеллектуальное развитие.
Интересно также упомянуть о патологиях и в связи с этим работу Р. Е. Левиной «Автономная детская речь», к которой она показывает как у детей с проблемами развития, специфически страдает и речевая функция. Левина работала с группой детей (9 человек), у которых автономная речь (то есть «своя» и обращенная к себе) задержалась до семи-десяти лет. Некоторые из них умственно отсталые, некоторые – не обязательно. Поскольку эти дети к описываемому моменту уже не двухлетки, и жили со своей автономной речью уже не один год, она у них развилась гораздо больше, чем у двухлеток. У каждого из них очень много слов, некоторые определенно автономные, другие – искаженные обычные, третьи, у тех кому удается – обычные.
Еще по теме:
Как происходит распределение ролей
Ролью в конфликте называется совокупность действий каждого отдельного участника конфликта, совершаемых в определенной последовательности. Процесс распределения ролей идет параллельно с процессом поляризации мнений. Эти процессы взаимообус ...
Физиологическая основа речи
Язык, возникший вместе с возникновением человека, играл и играет великую роль в его жизни. Он явился прежде всего одним из необходимых условий формирования самого человека и его мышления. В связи с возникновением членораздельной речи прои ...
Понятие о личности в психологии. Проблема развития личности
ребенка–дошкольника
Личность
– человек, который в процессе социализации усваивает систему норм и ценностей, правил существующих в обществе. Индивид (низший)
- принадлежность человека к человеческому роду. Индивидом человек рождается. Субъект
– человек, вк ...



